Выборы в Калининградской области в 1950-середине 1980-х годов

Материал из history.kantiana.ru
Версия от 12:12, 7 июля 2016; Ebaranova (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Выборы в Калининградской области в 1950-середине 1980-х годов

Избирательное законодательство

В 1950-е и последующие годы в Калининградской области, как и по всей стране, выборы в представительные органы проводились по Конституции СССР 1936 г. и соответствующему избирательному законодательству. Принципиальные моменты предвыборной кампании и процедуры голосования в нашей области были опробованы уже на первых послевоенных выборах, в дальнейшем стабильно воспроизводилась сложившаяся система безальтернативного голосования, её совершенствование сводилось к устранению различных не очень крупных недостатков и недочётов.

Конституция СССР 1977 г. [1]

В 1977 г. принята последняя Конституция СССР. Представительные органы власти получили новое название – Советы народных депутатов. Срок их полномочий увеличился: Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов с 2 до 2,5 лет. Также был снижен возраст пассивного избирательного права до 18 лет, в том числе и в Верховные Советы союзных республик – с 21 до 18 лет, в Верховный Совет СССР – с 23 до 21 года. Гражданин мог быть избран, как правило, не более чем в два Совета одновременно. Расходы по выборам относились на счёт государства. В Конституции имелась статья о наказах избирателей кандидатов в депутаты. Помимо общественных организаций и собраний военнослужащих право выдвигать кандидатов в депутаты получили трудовые коллективы. Практика выдвижения кандидатов по производственному и избрания по территориальному принципу сохранились, неизменной осталась и система «выборов без выбора». Советское законодательство не предусматривало, что Центризбиркомы и окружные избирательные комиссии работают на постоянной основе, только председатель и заместитель председателя или секретарь участковой комиссии для подготовки и проведения выборов освобождались от прямых производственных обязанностей на 30 календарных дней. Порядок проведения выборов регламентировался законами СССР и РСФСР. Выборы назначались в Верховный Совет СССР его Президиумом, а остальные российские Советы – Президиумом Верховного Совета РСФСР, проводились по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Выборы признавались состоявшимися, если в них участвовало не менее половины избирателей округа. В Конституции впервые зафиксировали принцип свободных выборов, избирательные комиссии объявлялись негосударственными органами, но в реальности господствовало жестокое регулирование их работы со стороны партийных комитетов и исполкомов Советов. [1]

Традиционно по вопросам выборов проводились собрания партийного актива районов и городов, пленумы райкомов и горкомов заседания бюро обкома коммунистической партии. Партийными структурами контролировались утверждение на заседаниях исполкомов, опубликование в печати состава участковых избирательных комиссий по городам и районам, вывешивание в витринах газет и других материалов с информацией о выборах. Периодически заменялись председатели и другие сотрудники избирательных комиссия из-за слабого руководства выборами в Советы или ненадлежащего исполнения обязанностей.

Избирательные комиссии и участки

Калининградская правда, № 4 от 7 января 1955 г. [2]

Избирательные комиссии формировались путём подбора членов комиссий в партийных комитетах, с последующим выдвижением заранее намеченных кандидатур в трудовых коллективах. Случалось, что трудовые коллективы не поддерживали предложения райкомов или горкомов. В такой ситуации участники собрания могли выдвинуть сврю кандидатуру либо партийный комитет заменял её. Бывало так, что кандидатуру меняли на уровне горкомов или райкомов до проведения собрания. Причины отвода кандидатов в избирательные комиссии: неправильное поведение в быту, недобросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей, недисциплинированность, грубость по отношению к подчинённым, пьянство. Вышестоящие партийные инстанции чаще всего были склонны винить райкомы и горкомы коммунистической партии в недостаточно тщательном подходе к подбору членов избирательных комиссий. Замены кандидатур не были массовыми. Например, перед выборами в Верховный Совет СССР в 1950 г. по области заменили всего 37 кандидатов в участковые избирательные комиссии. [2] После выдвижения кандидатов в избирательные комиссии их список утверждался исполкомами Советов и публиковался в печати. Также обнародовались границы избирательных округов и участков, их центры, места голосования.

Калининградская правда, № 38 от 14 февраля 1967 г. [3]

В начале 1950-х гг. было немало проблем в оборудовании избирательных участков и агитпунктов. В «Справке о состоянии агитационно-массовой работы в связи с выборами в местные Советы в Приморском районе», подготовленной в 1950 г., утверждалось, что в районном центре агитпункт на избирательном участке № 2 не приступил к работе, так как неисправны печи. Агитпункт в посёлке Янтарный находился в парткабинете, поэтому не был соответственно оборудован, не отражал предвыборную. Кампанию, печи в нём не топились. А в агитпункте посёлка Пионерский, организованном в клубной библиотеке управления тралового флота, вообще отсутствовали печи. Можно представить, как в нём было холодно, но избиратели приходили и в такой агитпункт, правда, чтобы вечером подождать начала киносеанса. [3]

Со временем ситуация, конечно, улучшилась. Так, в информации обкома партии от 15 марта 1967 г. в ЦК КПСС о подготовке к выборам в Верховных Совет РСФСР и местные Советы утверждалось, что избирательные участки и агитпункты повсеместно хорошо оборудованы и обеспечены всем необходимым. В 70 – 80-е гг. в городских агитпунктах имелись телевизоры, газеты, журналы, литература по выборной тематике. [4] Чаще всего для агитпунктов и избирательных участков подбирались одни и те же помещения, многие из них ремонтировались, пополнялись новым оборудованием и мебелью. Большинство агитпунктов располагалось в Домах культуры, библиотеках и общежитиях. Это, по мнению партийных комитетов, позволяло проводить агитационно-массовую работу среди большого количества жителей разных возрастов.

В целом картина была благополучной, хотя при этом не исключались проблемы и неурядицы. В 1979 г. проверялись агитпункты в Полесском районе и выяснилось, что в большинстве агитпунктов отсутствовала стройная система учёта жалоб, пожеланий и предложений трудящихся. Тетради для учёта имелись, но они не разграфлены, записей в них почти не было. Замечания, высказанные агитаторам на дому, нигде не фиксировались. В справке о результатах проверки указывалось: «Во всех агитпунктах, кроме агитпункта совхоза «Полесский», отсутствуют таблички с указанием часов работы… безотрадное впечатление произвёл агитпункт Заводского избирательного участка, расположенный в г. Полесске. Именно этот агитпункт… предполагалось сделать опорно-показательным. Однако… все недостатки собрались здесь в концентрированном виде. Агитпункт расположен в районном Доме культуры, здание которого имеет крайне неприглядный вид. Внешнее оформление выполнено на низком уровне. План работы не продуман. Книжная подборка случайная и не соответствует соответтвующим рубрикам. Планы и документы прикреплены на кнопках, а не планшетах». [5] Порой под агитпункты отводили тесные и неприспособленные помещения, на многих агитпунктах использовалась устаревшая литература, рассказывающая об избирательной системе (хотя это не было большой проблемой, ведь избирательная система принципиально не менялась).

Проведение выборов

Калининградская правда, № 55 от 5 марта 1961 г. [4]

Проблем с проведением выборов в Калининградской области не было. Только один раз выборы не состоялись на одном избирательном участке в сельский Совет в июне 1982 г. в связи с выбытием кандидата. [6] Избирательные комиссии обеспечивались всем необходимым для проведения выборов. Бюллетени на выборы с 1950 г. печатались в централизованном порядке, [7] уже имелась необходимая полиграфическая база.

С 1966 по 1975 г. выборы проводились в летние месяцы. В связи с этим возникало немало проблем. Например, в июне 1971 г. во время выборов в Верховный Совет СССР почти 20 тыс. избирателей были в отпусках, поэтому массово получали удостоверения на право голосования и уезжали из области, а свыше 10 тыс. избирателей прибыли на отдых в Калининградскую область. [8] Все это осложнило работу участковых избирательных комиссий. Часть избирателей уехала без открепительных удостоверений, поэтому немного возрос процент неявившихся на выборы, что портило картину праздника советской демократии. В связи с этим местные власти несколько раз просили центральное руководство не назначать выборы летом, в период отпусков и полевых работ. На эти предложения союзные и республиканские власти откликнулись только в конце 1970-х гг.

В день выборов традиционно начиналась гонка за скорость голосования, хотя с течением времени это соревнование уже не вызывало прежнего энтузиазма. Быстро заканчивали голосование на закрытых участках в воинских частях и на рыболовецких судах. [9] Агитаторы по-прежнему ходили по домам и квартирам, напоминая неторопливым избирателям о необходимости поскорее исполнить гражданский долг. Нередко на участки обеспечивался подвоз престарелых, инвалидов, матерей с грудными детьми. Для выполнения задачи участковые комиссии могли прилагать различные усилия. Так, 12 марта 1950 г. во время выборов в Верховный Совет СССР в Светлогорске на одном из участков не проголосовали рыбаки, находившиеся в море, комиссия приняла меры к уточнению их местонахождения и возвращению на сушу до 24 часов. [10]

Настойчивость избирательных участковых комиссий могла и раздражать избирателей. Иногда в отчетах отмечалось, что граждане говорили примерно так: «Не ходите ко мне, я сам знаю, когда нужно голосовать. Приду на участок за 5 минут до окончания голосования». При этом нередко переставали пускать к себе назойливых агитаторов. [11] Ряд избирателей демонстративно отказывались голосовать, мотивируя поступок, чаще всего, плохими жилищными условиями или же другими бытовыми проблемами. Выполнялись ли их требования, в печати и документах не отмечено. В частности, ни в одном отчете не говорится о том, что были предприняты какие-либо меры по решению проблем этих избирателей. Исправно только составлялись списки таких избирателей. Количество отказывавшихся голосовать явно возросло в середине 1960-х гг. Так, 18 марта 1965 г. по области категорически отказались выбирать депутатов местных Советов 255 человек, недовольных своими жилищными условиями. [12] С середины 1970-х гг. число избирателей, не голосовавших или отказавшихся голосовать, уменьшилось. В 1980 г., 24 февраля, на выборах в Верховный Совет РСФСР и местные Советы из 618 885 избирателей не приняли участие лишь 80 человек. [13] Конечно, данный показатель не был стабилен, но тенденция проявилась довольно ясно. Списки избирателей, не явившихся голосовать, подавались в обком КПСС, но никакие репрессивные меры к ним не применялись. Следовательно, в таких условиях, неявка избирателя, конечно, не становилась острой политической проблемой, хотя могла рассматриваться как серьезный просчет местных партийных властей.

Информации об отказах голосовать по политическим мотивам в документах не обнаружено, хотя были случаи, когда избиратели демонстративно на избирательных участках рвали бюллетени.

В день выборов всегда соблюдался один обязательный ритуал. Отдельные передовые работники представители предприятий, колхозов и разных организаций, небольшие бригады с гордостью рапортовали о трудовых достижениях, о выполнении и перевыполнении социалистических обязательств; письма об этом часто опускались с бюллетенями в урну для голосования. Также выборы могли стать демонстрацией мнения советских людей по актуальным проблемам, в том числе в международной жизни. Например, 16 марта 1969 г. трудящиеся повсеместно откликнулись на китайскую вооруженную провокацию на острове Даманский. На избирательный участок в Краснознаменском районе к началу голосования в полном составе явилась комплексная бригада из совхоза «Бородино» и заявили, что будут трудиться с еще большим усердием, а если понадобится, вступят в ряды вооруженных сил. [14]

На избирательных участках, в зависимости от возможностей административных единиц, показывали кинокартины, выступали коллективы художественной самодеятельности, играли оркестры и баянисты, устраивались танцы – все делалось для того, чтобы привлечь избирателей и создать праздничную атмосферу в день голосования.

Избирателей завлекали на участки ассортиментом буфетов и торговых точек. В послевоенное время, когда были трудности с продовольствием, избирателей привлекали и сладким чаем, и булочками, которые тогда были настоящим лакомством; тем более это относилось к икре. В эпоху «застоя» избиратели до открытия участков занимали очереди за дефицитными товарами – растворимым кофе, индийским чаем, копченой колбасой, сосисками, сыром, сливочным маслом. При этом нередко сыпались жалобы. Вначале 50-х гг. избиратели часто сетовали на то, что в буфетах в основном продавались дорогостоящие товары. Традиционно недовольство вызывали и ограничения на количество продуктов, продаваемых покупателю.

Итоги выборов

Явка на выборы традиционно составляла более 99 %. В связи с этим может сложиться впечатление о столь же единодушном голосовании за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. В принципе это верно, хотя были и исключения из «железного» правила. Со времен «оттепели» иногда некоторых кандидатов не избирали депутатами. В какой-то степени это связано с определенной либерализацией политического режима. Почему не избирали кандидатов? Причины в документах партийных и советских органов власти не указываются, но можно предположить, что мотив отрицательного голосования тот же, что и повод для отклонения кандидатур на собраниях по выдвижению кандидатами в депутаты. Просто на ряде собраний работники высказывали свое мнение открыто, а в некоторых случаях по каким-либо причинам этого не делали, а предпочитали оказать кандидатуру в доверии при тайном голосовании. Стоит отметить, что из всех калининградских депутатов только один раз им становился политический руководитель государства. В феврале 1953 г. депутатом Калининградского городского совета был избран И.В. Сталин. [15] Впрочем, ни на одном заседании горсовета он не побывал, поскольку вскоре умер.

Примечания

  1. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2003. С. 78-84
  2. ГАНИКО. Ф. 1 Оп. 6. Д. 51. Л. 27-29, 33, 35.
  3. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 102. Л. 35-37
  4. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 47. Д. 52. Л. 2; Оп. 73. Д. 115. Л. 19
  5. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 73. Д. 115. Л. 22.
  6. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 82. Д. 82. Л. 26
  7. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 52. Л. 15.
  8. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 56. Д. 24. Л. 14.
  9. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 140
  10. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 118
  11. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 118
  12. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 43. Д. 56. Л. 5.
  13. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 76. Д. 173. Л. 14.
  14. Самая западная: Калининград.обл. в док. и материалах за 1962-1985 гг.: Сб.: в 3 кн. / Сост. И.А. Фарутин и др. Калининград, 2001. Кн. 2: Общество. С. 335.
  15. Летопись Калининградской области. Калининград, 2005. Т. 1: 1945-1976 гг. С. 157.