Выборы в Калининградской области в 1950-середине 1980-х годов
Содержание
Выборы в Калининградской области в 1950-середине 1980-х годов
Избирательное законодательство
В 1950-е и последующие годы в Калининградской области, как и по всей стране, выборы в представительные органы проводились по Конституции СССР 1936 г. и соответствующему избирательному законодательству. Принципиальные моменты предвыборной кампании и процедуры голосования в нашей области были опробованы уже на первых послевоенных выборах, в дальнейшем стабильно воспроизводилась сложившаяся система безальтернативного голосования, её совершенствование сводилось к устранению различных не очень крупных недостатков и недочётов.

В 1977 г. принята последняя Конституция СССР. Представительные органы власти получили новое название – Советы народных депутатов. Срок их полномочий увеличился: Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов с 2 до 2,5 лет. Также был снижен возраст пассивного избирательного права до 18 лет, в том числе и в Верховные Советы союзных республик – с 21 до 18 лет, в Верховный Совет СССР – с 23 до 21 года. Гражданин мог быть избран, как правило, не более чем в два Совета одновременно. Расходы по выборам относились на счёт государства. В Конституции имелась статья о наказах избирателей кандидатов в депутаты. Помимо общественных организаций и собраний военнослужащих право выдвигать кандидатов в депутаты получили трудовые коллективы. Практика выдвижения кандидатов по производственному и избрания по территориальному принципу сохранились, неизменной осталась и система «выборов без выбора». Советское законодательство не предусматривало, что Центризбиркомы и окружные избирательные комиссии работают на постоянной основе, только председатель и заместитель председателя или секретарь участковой комиссии для подготовки и проведения выборов освобождались от прямых производственных обязанностей на 30 календарных дней. Порядок проведения выборов регламентировался законами СССР и РСФСР. Выборы назначались в Верховный Совет СССР его Президиумом, а остальные российские Советы – Президиумом Верховного Совета РСФСР, проводились по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Выборы признавались состоявшимися, если в них участвовало не менее половины избирателей округа. В Конституции впервые зафиксировали принцип свободных выборов, избирательные комиссии объявлялись негосударственными органами, но в реальности господствовало жестокое регулирование их работы со стороны партийных комитетов и исполкомов Советов. [1]
Традиционно по вопросам выборов проводились собрания партийного актива районов и городов, пленумы райкомов и горкомов заседания бюро обкома коммунистической партии. Партийными структурами контролировались утверждение на заседаниях исполкомов, опубликование в печати состава участковых избирательных комиссий по городам и районам, вывешивание в витринах газет и других материалов с информацией о выборах. Периодически заменялись председатели и другие сотрудники избирательных комиссия из-за слабого руководства выборами в Советы или ненадлежащего исполнения обязанностей.
Избирательные комиссии и участки

Избирательные комиссии формировались путём подбора членов комиссий в партийных комитетах, с последующим выдвижением заранее намеченных кандидатур в трудовых коллективах. Случалось, что трудовые коллективы не поддерживали предложения райкомов или горкомов. В такой ситуации участники собрания могли выдвинуть сврю кандидатуру либо партийный комитет заменял её. Бывало так, что кандидатуру меняли на уровне горкомов или райкомов до проведения собрания. Причины отвода кандидатов в избирательные комиссии: неправильное поведение в быту, недобросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей, недисциплинированность, грубость по отношению к подчинённым, пьянство. Вышестоящие партийные инстанции чаще всего были склонны винить райкомы и горкомы коммунистической партии в недостаточно тщательном подходе к подбору членов избирательных комиссий. Замены кандидатур не были массовыми. Например, перед выборами в Верховный Совет СССР в 1950 г. по области заменили всего 37 кандидатов в участковые избирательные комиссии. [2] После выдвижения кандидатов в избирательные комиссии их список утверждался исполкомами Советов и публиковался в печати. Также обнародовались границы избирательных округов и участков, их центры, места голосования.

В начале 1950-х гг. было немало проблем в оборудовании избирательных участков и агитпунктов. В «Справке о состоянии агитационно-массовой работы в связи с выборами в местные Советы в Приморском районе», подготовленной в 1950 г., утверждалось, что в районном центре агитпункт на избирательном участке № 2 не приступил к работе, так как неисправны печи. Агитпункт в посёлке Янтарный находился в парткабинете, поэтому не был соответственно оборудован, не отражал предвыборную. Кампанию, печи в нём не топились. А в агитпункте посёлка Пионерский, организованном в клубной библиотеке управления тралового флота, вообще отсутствовали печи. Можно представить, как в нём было холодно, но избиратели приходили и в такой агитпункт, правда, чтобы вечером подождать начала киносеанса. [3]
Со временем ситуация, конечно, улучшилась. Так, в информации обкома партии от 15 марта 1967 г. в ЦК КПСС о подготовке к выборам в Верховных Совет РСФСР и местные Советы утверждалось, что избирательные участки и агитпункты повсеместно хорошо оборудованы и обеспечены всем необходимым. В 70 – 80-е гг. в городских агитпунктах имелись телевизоры, газеты, журналы, литература по выборной тематике. [4] Чаще всего для агитпунктов и избирательных участков подбирались одни и те же помещения, многие из них ремонтировались, пополнялись новым оборудованием и мебелью. Большинство агитпунктов располагалось в Домах культуры, библиотеках и общежитиях. Это, по мнению партийных комитетов, позволяло проводить агитационно-массовую работу среди большого количества жителей разных возрастов.
В целом картина была благополучной, хотя при этом не исключались проблемы и неурядицы. В 1979 г. проверялись агитпункты в Полесском районе и выяснилось, что в большинстве агитпунктов отсутствовала стройная система учёта жалоб, пожеланий и предложений трудящихся. Тетради для учёта имелись, но они не разграфлены, записей в них почти не было. Замечания, высказанные агитаторам на дому, нигде не фиксировались. В справке о результатах проверки указывалось: «Во всех агитпунктах, кроме агитпункта совхоза «Полесский», отсутствуют таблички с указанием часов работы… безотрадное впечатление произвёл агитпункт Заводского избирательного участка, расположенный в г. Полесске. Именно этот агитпункт… предполагалось сделать опорно-показательным. Однако… все недостатки собрались здесь в концентрированном виде. Агитпункт расположен в районном Доме культуры, здание которого имеет крайне неприглядный вид. Внешнее оформление выполнено на низком уровне. План работы не продуман. Книжная подборка случайная и не соответствует соответтвующим рубрикам. Планы и документы прикреплены на кнопках, а не планшетах». [5] Порой под агитпункты отводили тесные и неприспособленные помещения, на многих агитпунктах использовалась устаревшая литература, рассказывающая об избирательной системе (хотя это не было большой проблемой, ведь избирательная система принципиально не менялась).
Проведение выборов

Проблем с проведением выборов в Калининградской области не было. Только один раз выборы не состоялись на одном избирательном участке в сельский Совет в июне 1982 г. в связи с выбытием кандидата. [6] Избирательные комиссии обеспечивались всем необходимым для проведения выборов. Бюллетени на выборы с 1950 г. печатались в централизованном порядке, [7] уже имелась необходимая полиграфическая база.
С 1966 по 1975 г. выборы проводились в летние месяцы. В связи с этим возникало немало проблем. Например, в июне 1971 г. во время выборов в Верховный Совет СССР почти 20 тыс. избирателей были в отпусках, поэтому массово получали удостоверения на право голосования и уезжали из области, а свыше 10 тыс. избирателей прибыли на отдых в Калининградскую область. [8] Все это осложнило работу участковых избирательных комиссий. Часть избирателей уехала без открепительных удостоверений, поэтому немного возрос процент неявившихся на выборы, что портило картину праздника советской демократии. В связи с этим местные власти несколько раз просили центральное руководство не назначать выборы летом, в период отпусков и полевых работ. На эти предложения союзные и республиканские власти откликнулись только в конце 1970-х гг.
В день выборов традиционно начиналась гонка за скорость голосования, хотя с течением времени это соревнование уже не вызывало прежнего энтузиазма. Быстро заканчивали голосование на закрытых участках в воинских частях и на рыболовецких судах. [9] Агитаторы по-прежнему ходили по домам и квартирам, напоминая неторопливым избирателям о необходимости поскорее исполнить гражданский долг. Нередко на участки обеспечивался подвоз престарелых, инвалидов, матерей с грудными детьми. Для выполнения задачи участковые комиссии могли прилагать различные усилия. Так, 12 марта 1950 г. во время выборов в Верховный Совет СССР в Светлогорске на одном из участков не проголосовали рыбаки, находившиеся в море, комиссия приняла меры к уточнению их местонахождения и возвращению на сушу до 24 часов. [10]
Настойчивость избирательных участковых комиссий могла и раздражать избирателей. Иногда в отчетах отмечалось, что граждане говорили примерно так: «Не ходите ко мне, я сам знаю, когда нужно голосовать. Приду на участок за 5 минут до окончания голосования». При этом нередко переставали пускать к себе назойливых агитаторов. [11] Ряд избирателей демонстративно отказывались голосовать, мотивируя поступок, чаще всего, плохими жилищными условиями или же другими бытовыми проблемами. Выполнялись ли их требования, в печати и документах не отмечено. В частности, ни в одном отчете не говорится о том, что были предприняты какие-либо меры по решению проблем этих избирателей. Исправно только составлялись списки таких избирателей. Количество отказывавшихся голосовать явно возросло в середине 1960-х гг. Так, 18 марта 1965 г. по области категорически отказались выбирать депутатов местных Советов 255 человек, недовольных своими жилищными условиями. [12] С середины 1970-х гг. число избирателей, не голосовавших или отказавшихся голосовать, уменьшилось. В 1980 г., 24 февраля, на выборах в Верховный Совет РСФСР и местные Советы из 618 885 избирателей не приняли участие лишь 80 человек. [13] Конечно, данный показатель не был стабилен, но тенденция проявилась довольно ясно. Списки избирателей, не явившихся голосовать, подавались в обком КПСС, но никакие репрессивные меры к ним не применялись. Следовательно, в таких условиях, неявка избирателя, конечно, не становилась острой политической проблемой, хотя могла рассматриваться как серьезный просчет местных партийных властей.
Информации об отказах голосовать по политическим мотивам в документах не обнаружено, хотя были случаи, когда избиратели демонстративно на избирательных участках рвали бюллетени.
В день выборов всегда соблюдался один обязательный ритуал. Отдельные передовые работники представители предприятий, колхозов и разных организаций, небольшие бригады с гордостью рапортовали о трудовых достижениях, о выполнении и перевыполнении социалистических обязательств; письма об этом часто опускались с бюллетенями в урну для голосования. Также выборы могли стать демонстрацией мнения советских людей по актуальным проблемам, в том числе в международной жизни. Например, 16 марта 1969 г. трудящиеся повсеместно откликнулись на китайскую вооруженную провокацию на острове Даманский. На избирательный участок в Краснознаменском районе к началу голосования в полном составе явилась комплексная бригада из совхоза «Бородино» и заявили, что будут трудиться с еще большим усердием, а если понадобится, вступят в ряды вооруженных сил. [14]
На избирательных участках, в зависимости от возможностей административных единиц, показывали кинокартины, выступали коллективы художественной самодеятельности, играли оркестры и баянисты, устраивались танцы – все делалось для того, чтобы привлечь избирателей и создать праздничную атмосферу в день голосования.
Избирателей завлекали на участки ассортиментом буфетов и торговых точек. В послевоенное время, когда были трудности с продовольствием, избирателей привлекали и сладким чаем, и булочками, которые тогда были настоящим лакомством; тем более это относилось к икре. В эпоху «застоя» избиратели до открытия участков занимали очереди за дефицитными товарами – растворимым кофе, индийским чаем, копченой колбасой, сосисками, сыром, сливочным маслом. При этом нередко сыпались жалобы. Вначале 50-х гг. избиратели часто сетовали на то, что в буфетах в основном продавались дорогостоящие товары. Традиционно недовольство вызывали и ограничения на количество продуктов, продаваемых покупателю.
Итоги выборов
Явка на выборы традиционно составляла более 99 %. В связи с этим может сложиться впечатление о столь же единодушном голосовании за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. В принципе это верно, хотя были и исключения из «железного» правила. Со времен «оттепели» иногда некоторых кандидатов не избирали депутатами. В какой-то степени это связано с определенной либерализацией политического режима. Почему не избирали кандидатов? Причины в документах партийных и советских органов власти не указываются, но можно предположить, что мотив отрицательного голосования тот же, что и повод для отклонения кандидатур на собраниях по выдвижению кандидатами в депутаты. Просто на ряде собраний работники высказывали свое мнение открыто, а в некоторых случаях по каким-либо причинам этого не делали, а предпочитали оказать кандидатуру в доверии при тайном голосовании. Стоит отметить, что из всех калининградских депутатов только один раз им становился политический руководитель государства. В феврале 1953 г. депутатом Калининградского городского совета был избран И.В. Сталин. [15] Впрочем, ни на одном заседании горсовета он не побывал, поскольку вскоре умер.
Примечания
- ↑ Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2003. С. 78-84
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1 Оп. 6. Д. 51. Л. 27-29, 33, 35.
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 102. Л. 35-37
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 47. Д. 52. Л. 2; Оп. 73. Д. 115. Л. 19
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 73. Д. 115. Л. 22.
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 82. Д. 82. Л. 26
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 52. Л. 15.
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 56. Д. 24. Л. 14.
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 140
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 118
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 118
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 43. Д. 56. Л. 5.
- ↑ ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 76. Д. 173. Л. 14.
- ↑ Самая западная: Калининград.обл. в док. и материалах за 1962-1985 гг.: Сб.: в 3 кн. / Сост. И.А. Фарутин и др. Калининград, 2001. Кн. 2: Общество. С. 335.
- ↑ Летопись Калининградской области. Калининград, 2005. Т. 1: 1945-1976 гг. С. 157.