Выборы в Калининградской области

Материал из history.kantiana.ru
Перейти к: навигация, поиск

7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград. Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов. 21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.ГАКО.

                              026 R.JPG
                  Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1947 года об образовании в области местных органов  
                               государственной власти и упразднении управлений по гражданским делам.
       
                                                    ГАКО

Выборы

Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. Очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. Досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. Дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. Повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов. [1]

Выборы в СССР

5 декабря 1936 года была принята Конституция Союза Советских Социалистических Республик . В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, было записано: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся». Постановлением ЦИК СССР от 16 октября 1937 года уточнялось, что лица, находящиеся под следствием и содержащиеся под стражей, не включаются в избирательные списки. Позднейшим Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав.

Не принимали участия в голосовании граждане СССР, находящиеся за границей. Если совет трудящихся, составлявший списки избирателей, не мог установить точную дату рождения лица, достигавшего в 1937 г. совершеннолетия, то ею считалось 1 января.

Выборы депутатов обеих палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета Национальностей – проходили по избирательным округам, нарезка которых осуществлялась Президиумом Верховного Совета СССР. Это делалось на основании статей 34, 35 Конституции СССР. В основу выборов депутатов Верховного Совета СССР создатели новой избирательной системы положили мажоритарную систему. Победителю предстояло набрать абсолютное большинство голосов избирателей.

Избирательный округ, по которому избирались депутаты в Совет Союза, должен был иметь население в 300000 человек. В соответствии со статьей 21 интересы почти 1/3 миллиона сограждан представлял один депутат. Население в разных регионах тогдашнего СССР состояло из жителей разного возраста. Пропорции между возрастными группами были разными. В силу этого обстоятельства число избирателей, обладавших активным избирательным правом, могло существенно отличаться от округа к округу. Тем самым принцип равного избирательного права фактически нарушался.

Выборы в Совет Национальностей производились по другой системе. В каждой союзной республике создавалось 25 округов и соответственно избиралось 25 депутатов. В автономных республиках было по 11 избирательных округов и по 11 депутатов. От автономных областей избиралось по 5 депутатов, а от национальных округов по одному депутату. Такой порядок определяла статья 22 Конституции СССР.

Такое распределение депутатов по национальным территориальным образованиям также вызывало вопросы. Почему разные по числу жителей одинаковые субъекты Союза оказывались представленными равным числом депутатов? Почему РСФСР получило большинство мест в Совете Национальностей, имея в своем составе большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа? Мыслей по поводу огрехов в избирательной системе было немало, но публично свои сомнения высказывать было, мягко говоря, не принято. Как и задавать лишних или неудобных вопросов.

В результате принцип формирования Верховного Совета СССР оказался смешанным, сочетавшим как принцип представительства субъектов Союза, так и национальный принцип. [2]

Выборы в Российской Федерации

Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.

На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.

На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.

Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера )на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.

Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии. [3]

Образование Калининградской области

На Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии (17 июля – 2 августа 1945 г.) было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии и передаче её территории Польше и СССР. Согласно решениям Потсдамской конференции северная часть Восточной Пруссии в составе г.Кёнигсберга и прилегающего к нему района общей площадью с заливом 15,1 тыс. кв.км (около одной трети её территории) была передана Советскому Союзу.

7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР». В области было образовано 14 районов: Гумбинненский, Даркеменский, Земландский, Инстербургский, Кёнигсбергский, Кройцбургский, Лабиауский, Пиллькалленский, Рагнитский, Тапиауский, Фридляндский, Хайлигенбайльский, Хайнрихсвальдский и Шталлупёненский. 4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг – в Калининград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» было закреплено образование в её составе 14 районов и проведено их переименование: Багратионовского (быв. Кройцбургского) – с центром в городе Багратионовск (быв. Прейсиш-Эйлау); Гвардейского (быв. Тапиауского) – с центром в городе Гвардейск быв. Тапиау); Гурьевского (быв. Кёнигсбергского) – с центром в городе Гурьевск (быв. Нойхаузен); Гусевского (быв. Гумбинненского) – с центром в городе Гусев (быв. Гумбиннен); Краснознаменского (быв. Пиллькалленского) – с центром в городе Краснознаменск (быв. Лазденен); Ладушкинского (быв. Хайлигенбайльского) – с центром вы городе Ладушкин (быв. Людвигсорт);

Нестеровского (быв. Шталлупёненского) – с центром в городе Нестеров (быв. Шталлупёнен);

Озёрского (быв. Даркеменского) – с центром в городе Озёрск (быв. Даркемен);

Правдинского (быв. Фридляндского) – с центром в городе Правдинск (быв. Фридлянд);

Приморского (быв. Земландского) – с центром в городе Приморск (быв. Фишхаузен);

Полесского (быв. Лабиауского) – с центром в городе Полесск (быв. Лабиау);

Славского (быв. Хайнрихсвальдского) – с центром в городе Славск (быв. Хайнрихсвальде);

Советского (быв. Рагнитского) – с центром в городе Советск (быв. Тильзит);

Черняховского (быв. Инстербургского) – с центром в городе Черняховск (быв. Инстербург).


Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1947 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» дополнительно образованы ещё три района:

Большаковский – с центром в населённом пункте Большаково (быв. Гросс Скайсгиррен);

Железнодорожный – с центром в рабочем посёлке Железнодорожный (быв. Гердауэн);

Калининградский – с центром в посёлке Нивенское (быв. Виттенберг).

Центр Приморского района был перенесён в город Зеленоградск (быв. Кранц), Советского – в город Неман (быв. Рагнит).[4]

Создание местных органов власти

21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.В связи с предстоящими выборами определенный интерес для исследователей представляют документальные материалы Государственного архива Калининградской области, отражающие историю организации местных органов власти, подготовку и проведение первых выборов. 7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград

Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов. Такими органами были образованные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 г. Управление по гражданским делам Кёнигсбергской (затем Калининградской) области, 33 городских и 14 районных управлений. Областное управление подчинялось непосредственно Совету Министров РСФСР.

Как и местные органы государственной власти других областей страны, гражданские управления были обязаны руководить хозяйственным и культурным строительством области, устанавливать бюджет, обеспечивать соблюдение советского законодательства, руководить деятельностью подчиненных предприятий и организаций (ГАКО, ф.Р-298, историческая справка). Не менее важной задачей управлений по гражданским делам была подготовка условий для создания постоянных органов государственной власти – Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.

В течение 1946-1947 гг. на основе изучения хозяйственных и других особенностей области были приняты важнейшие постановления Советского правительства, определившие перспективы её развития.

Образованием в марте 1947 года областной партийной организации были созданы ещё более благоприятные условия по восстановлению и развитию новой области.

28 мая 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об образовании местных органов государственной власти в Калининградской области (Архив Калининградского облисполкома, д. «Указы Президиума Верховного Совета РСФСР», 1947 г., л.3). До проведения выборов в местные Советы был образован исполнительный комитет Калининградского областного Совета депутатов трудящихся. 30 мая 1947 г. состоялось его первое (организационное) заседание (ГАКО, ф.297, оп.1, д.1, л.1). В течение июня-июля решениями облисполкома в районах и городах области были образованы исполкомы и ликвидированы гражданские управления.

8 декабря 1947 г. было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся «О созыве сессий местных Советов депутатов трудящихся Калининградской области». Этим решением были поставлены задачи организации и руководства проведением сессий городских, районных, сельских и поселковых Советов, подчеркнута необходимость тщательной подготовки к сессиям местных Советов, рекомендовано Советам образовать постоянные комиссии в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР:

Сельским Советам образовать комиссии – сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения, бюджета и финансов, культурно-просветительной работы, дорожного строительства и благоустройства и другие в соответствии с местными условиями.

Поселковым Советам – коммунального и жилищного хозяйства, бюджетно-финансовую, местной промышленности, здравоохранения, народного образования, торговли, культурно-просветительной работы и другие, в зависимости от местных особенностей посёлка.

Городским Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, жилищно-коммунальную, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли, подсобных хозяйств, коллективного и индивидуального огородничества и другие, в зависимости от местных особенностей города.

Районным Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, сельского хозяйства и заготовок, водного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли и кооперации, переселенческого строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства и другие, в зависимости от местных условий района (ф.297,оп.1, д.22, л.33-37).

7 января 1948 года открылась первая сессия областного Совета депутатов трудящихся. Первая сессия областного Совета депутатов трудящихся решила избрать исполнительный комитет в составе председателя, 3-х заместителей председателя, секретаря облисполкома и 12 членов исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся. На этой сессии были образованы также 33 отдела и управления Калининградского облисполкома, утверждены заведующие отделами и начальники управлений. [5]

Выборы 1947 года

21 декабря 1947 года – выборы в местные Советы депутатов трудящихся

Для проведения выборов в местные Советы в Калининградской области образовали 3157 округов, среди них по выборам в областной Совет депутатов трудящихся действовали 73, районные Советы – 429, городские Советы – 934, сельские и поселковые Советы – 1721 округ. Всего было 433 избирательных участка, в том числе 178 закрытых, в воинских частях. При этом впервые в масштабах области определялись границы всех округов и их центры, разрабатывалась схема телефонизации населенных пунктов и избирательных участков. [1]

Председателем комиссии по выборам в областной Совет депутатов трудящихся Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил беспартийную учительницу истории средней школы № 1 г. Калининграда М.А. Строганову, заместителем председателя – заместителя командира воинской части, коммуниста А.В. Кудринского, секретарем комиссии – секретаря обкома ВКП (б) С.А. Бровкина. Такаже в состав комиссии были включены от рабочих и служащих Гусевской машинно-тракторной станции В.А. Алешин, от колхозников колхоза «Победа» Гурьевского района А.И. Борисова, от работников Советского целлюлозно-бумажного комбината Я.А. Коба, от областного драматического театра К.Б. Северная, от Калининградского вагоностроительного завода Д.И. Серов, от медицинского персонала областной поликлиники Г.Н. Соболева, от служащих морского флота М.В. Тюрин и от комсомольцев Черняховска А.Т. Юриков.[2]

Областная избирательная комиссия располагалась в Калининграде по адресу: угол улиц Шуберта и Баха, вход был со стороны улицы Баха. Всего организовали 171 избирательную комиссию по выборам в местные Советы всех уровней. В комиссиях работали 1025 человек, в том числе коммунистов – 44%, беспартийных – 56%, женщин 38%. [3]

Предвыборная кампания и выборы полностью контролировались комитетами коммунистической партии. Списки избирательных округов и избирательных комиссий публиковались только с разрешения ЦК ВКП (б). Кандидатуры в состав депутатского корпуса подбирались райкомами, горкомами и обкомом компартии и представлялись на утверждение в отделы кадров вышестоящих партийных органов. К 1 ноября 1947 г., по сообщению заведующего сектором информации обкома партии первому секретарю обкома, все кандидатуры были подобраны, а с 3 ноября началось их выдвижение в трудовых коллективах. При этом жестко соблюдался процент выдвижения кандидатами в депутаты коммунистов и беспартийных, мужчин и женщин. Если соотношение нарушалось, то несоответствие старались исправить. График проведения собраний составлялся так, чтобы работники горкомов и райкомов партии могли побывать на всех собраниях и проконтролировать их ход. Бюро обкома ВКП (б) 19 ноября 1947 г. рассмотрело вопрос «О состоянии подготовки к выборам в местные Советы», 14 декабря 1947 г. – о состоянии агитационно-массовой работы в связи с выборами в местные Советы. Городские и районные комитеты партии провели пленумы, посвященные задачам соответствующих партийных организаций в связи с подготовкой к выборам в местные Советы. Партийные комитеты организовали встречи различных групп трудящихся. Например, в Черняховске горком партии провел собрание интеллигенции, обсудившей задачи в предвыборной кампании. Во всех первичных партийных организациях состоялись соответствующие заседания. Для устранения недостатков в районы и города командировались работники обкома и облисполкома, партийный актив городов и районов выезжал в колхозы, совхозы и МТС. [4] Информацию о ходе выборов в день их проведения ежечасно готовили ответственные работники обкома партии, в Москву в ЦК ВКП(б) ее передавал по телефону лично первый секретарь обкома. [5]

Конечно же, практически все мероприятия оформлялись постановлениями исполнительных комитетов Советов, и они же должны были заботиться о решении множества хозяйственных и организационных задач в предвыборную кампанию [6], однако властные, политические вопросы были прерогативой партийных структур управления. Для партийных комитетов и исполкомов Советов предвыборная кампания являлась способом получения информации от жителей области. Сведения о различных проблемах населения и его настроениях, зафиксированные в вопросах избирателей на собраниях и во время встреч с агитаторами, систематизировались, обобщались и анализировались.

Выборы в местные Советы в Калининградской области в 1947 г. имели некоторые особенности. В частности, в области не только уточнялись границы сельских советов, количество населения, но и решались некоторые практические вопросы, имевшие политическое и идеологическое значение. Речь идет о переименовании населенных пунктов в сельских районах, улиц и переулков в городах. Эта работа была проведена в октябре 1947 г. [7] Форсирование переименования вызывалось стремление обеспечить проведение выборов не в немецких, а в русских по названию населенных пунктах, чтобы окончательно убедить избирателей в том, что они живут на советской земле. В городах и селах перед выборами спешно проводились масштабные работы по благоустройству: на воскресниках улицы очищались от мусора, к ним подводилось освещение, вывешивались доски с наименованием улиц и нумерацией домов. [8] В принципе, выборы стимулировали в определенной степени благоустроенные работы. Списки избирательных комиссий доводились до избирателей на собраниях и часто только через местное радио. Еще не везде издавались районные и городские газеты. Во многих районах листовки, оповещавшие о дне выборов, писали от руки школьники, они же разносили их по домам колхозников и работников совхозов. Бланки избирательных бюллетеней для выборов в местные Советы всех уровней изготавливали типографическим способом, для выборов в сельские Советы текст печатали на машинках, а в некоторых случаях – писали от руки. [9]

При оборудовании избирательных участков приходилось решать проблемы, связанные с последствиями войны. Во многих селах помещения для участков требовалось частично или полностью отремонтировать, застеклить окна. Из-за невозможности настелить хорошие полы, их устилали еловыми ветками. [10]

Проблемы возникали и с организацией связи, это следует из «Справки о готовности учреждений связи к выборам в местные Советы депутатов трудящихся». В ней говорилось, что, «несмотря на то, что для подготовки учреждений связи к выборам в местные Советы депутатов трудящихся прошло достаточно времени, на сегодняшний день готовыми их к этому большому политическому в жизни нашей области признать нельзя Об этом свидетельствует многочисленные факты из практики работы учреждений связи и жалобы, поступившие в облисполком, на неудовлетворительную работу органов связи. До сих пор в области, по неполным данным, не телефонизировано 29 помещений общих избирательных комиссий. Многие вновь установленные телефоны участковых комиссий не работают или работают с перебоями и при плохой слышимости.

Так, при выполнении срочного задания по выборным вопросам 13 декабря облисполком не мог связаться с городом Светлогорском, районами: Полесским, Железнодорожным, Краснознаменским, Гвардейским, Нестеровским, Озерским, Гурьевским, Славским, а в Гусеве и Багратионовске дали связь только к вечеру…Телеграфная служба допускает много искажений в передаваемых телеграммах. [Имеются] массовые задержки телеграмм в пути их прохождения, так, например, вызов облисполкомом секретарей райисполкомов…на совещание по вопросу подготовки к выборам в гор. Неман, Краснознаменск, Большаковский районы и др. поступили через три дня после окончания совещания…». [11]

В день выборов вновь велось соревнование за темп голосования. В документах отмечались факты нестандартного отношения избирателей к исполнению гражданского долга. На Тимофеевском избирательным участке за полтора часа проголосовали все избиратели. Для того, чтобы стимулировать активность избирателей, агитаторы отправлялись по квартирам и домам. Агитаторов с участков, на которых закончилось голосование, могли «перебрасывать» на помощь на соседние участки, где голосование еще продолжалось. Райкомы и горкомы докладывали регулярно в обком партии информацию о темпе голосования, ревностно следили друг за другом, сомневались в истинности сообщаемых данных.

Проголосовав, избиратели могли посмотреть выступления коллективов художественной самодеятельности, кинофильмы. При участках работали буфеты, были открыты комнаты матери и ребенка с игрушками, развивающими играми т.п. [12] Это также привлекало избирателей на участки. Итоги выборов были предсказуемые, избиратели почти единодушно проголосовали за кандидатов в депутаты. Итак, 21 декабря 1947 г. были избраны первые местные Советы Калининградской области.

Статистические сведения о составе Калининградского областного Совета депутатов трудящихся первого созыва [13]

Всего депутатов - 73, в том числе:
Мужчин 53 Возраст
Женщин 20 До 19 лет 1
Партийность От 20 до 24 лет 5
Членов и кандидатов ВКП(б) 52 От 25 до 29 лет 1
Беспартийных 21 От 30 до 34 лет 8
В том числе членов ВЛКСМ 2 От 35 до 39 лет 14
Социальное положение от 49 до 44 лет 26
Рабочих 12 От 45 до 49 лет 13
Крестьян 11 От 50 и старше 5
Образование Герои Советского Союза
Высшее Награжденные орденами и медалями СССР
Среднее Прочие сведения
Начальное Участников Великой Отечественной войны
Национальность Депутатов Верховного Совета СССР Верховных Советов союзных и автономных республик
Русские
Украинцы
Белорусы Депутатов местных Советов -го созыва
Мордвин Имеющих ученую степень

Сведения о роде занятий депутатов Калининградского областного Совета депутатов трудящихся первого созыва[14]

Рабочих на производстве 9 Председателей, заместителей председателей и секретарей сельских и поселковых Советов 1
Председателей и заместителей председателей колхозов 2 Руководителей предприятий, начальников цехов, мастерских железнодорожных депо и др. 3
Заведующих фермами и бригадиров колхозных бригад 4 Судей, прокуроров, следователей 2
Других колхозников 3 Агрономов, землемеров, агротехников, зоотехников и других специалистов сельского хозяйства 1
Руководящих работников областных государственных, партийных, общественных организаций и учреждений 23 Врачей, фельдшеров и других медицинских работников 1
Руководящих работников городских и районных в городах государственных, партийных, общественных организаций и учреждений 5 Учителей начальных и средних школ 3
Руководящих работников районных (сельских местностей) государственных, партийных, общественных организаций и учреждений 7 Военных работников 9


Источники

Литература

Примечания

  1. ГАНИКО. Ф.1. Оп.1. Д.85. Л. 3; ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 43. Л. 1-37; См. также: КП. 1947. 27 октября.
  2. Указ Президиума Верховного Совета от 21 октября 1947 г. // КП. 1947. 22 октября
  3. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 85. Л. 16; КП. 1947. 22, 27, 28, 30 октября; 22 ноября
  4. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 12-12 об., 17, 19-20, 37, 39, 56.
  5. Каменева И.Н. Политическая активность калининградцев на выборах 1947, 1973, 1989-1991 гг. // Кенигсберг-Калининград: город, история: Сб. науч. Ст. Калининград, 2005. С. 51; ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 85. Л. 41, 57, 63, 123.
  6. См., например, информацию заведующего организационно-инструкторского отдела облисполкома Строганова в Калининградский обком ВКП(б) о ходе подготовкик выборам в местные Советы по состоянию на 3 октября 1947 г.; ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 86. Л. 1-1 об.
  7. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 9; Восточная Пруссия глазами советских переселенцев: Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. СПБ., 2002. С. 147.
  8. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 11; Д. 85. Л. 92.
  9. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 13, 64, 65; ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 33. Л. 4.
  10. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 64
  11. ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 36. Л. 54.
  12. Каменева И.Н. Указ.соч. С. 51-52; Восточная Пруссия глазами советских переселенцев… С. 148.
  13. ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 74. Л. 34-34 об
  14. ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 74. Л. 34 об