Выборы в Калининградской области
7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград. Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов. 21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.ГАКО.
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1947 года об образовании в области местных органов государственной власти и упразднении управлений по гражданским делам. ГАКО
Содержание
Выборы
Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Существуют разные виды выборов:
1. Очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. Досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. Дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. Повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов. [1]
Выборы в СССР
5 декабря 1936 года была принята Конституция Союза Советских Социалистических Республик . В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, было записано: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся». Постановлением ЦИК СССР от 16 октября 1937 года уточнялось, что лица, находящиеся под следствием и содержащиеся под стражей, не включаются в избирательные списки. Позднейшим Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав.
Не принимали участия в голосовании граждане СССР, находящиеся за границей. Если совет трудящихся, составлявший списки избирателей, не мог установить точную дату рождения лица, достигавшего в 1937 г. совершеннолетия, то ею считалось 1 января.
Выборы депутатов обеих палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета Национальностей – проходили по избирательным округам, нарезка которых осуществлялась Президиумом Верховного Совета СССР. Это делалось на основании статей 34, 35 Конституции СССР. В основу выборов депутатов Верховного Совета СССР создатели новой избирательной системы положили мажоритарную систему. Победителю предстояло набрать абсолютное большинство голосов избирателей.
Избирательный округ, по которому избирались депутаты в Совет Союза, должен был иметь население в 300000 человек. В соответствии со статьей 21 интересы почти 1/3 миллиона сограждан представлял один депутат. Население в разных регионах тогдашнего СССР состояло из жителей разного возраста. Пропорции между возрастными группами были разными. В силу этого обстоятельства число избирателей, обладавших активным избирательным правом, могло существенно отличаться от округа к округу. Тем самым принцип равного избирательного права фактически нарушался.
Выборы в Совет Национальностей производились по другой системе. В каждой союзной республике создавалось 25 округов и соответственно избиралось 25 депутатов. В автономных республиках было по 11 избирательных округов и по 11 депутатов. От автономных областей избиралось по 5 депутатов, а от национальных округов по одному депутату. Такой порядок определяла статья 22 Конституции СССР.
Такое распределение депутатов по национальным территориальным образованиям также вызывало вопросы. Почему разные по числу жителей одинаковые субъекты Союза оказывались представленными равным числом депутатов? Почему РСФСР получило большинство мест в Совете Национальностей, имея в своем составе большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа? Мыслей по поводу огрехов в избирательной системе было немало, но публично свои сомнения высказывать было, мягко говоря, не принято. Как и задавать лишних или неудобных вопросов.
В результате принцип формирования Верховного Совета СССР оказался смешанным, сочетавшим как принцип представительства субъектов Союза, так и национальный принцип. [2]
Выборы в Российской Федерации
Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.
На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.
Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера )на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.
Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии. [3]
Образование Калининградской области
На Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии (17 июля – 2 августа 1945 г.) было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии и передаче её территории Польше и СССР. Согласно решениям Потсдамской конференции северная часть Восточной Пруссии в составе г.Кёнигсберга и прилегающего к нему района общей площадью с заливом 15,1 тыс. кв.км (около одной трети её территории) была передана Советскому Союзу. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР». В области было образовано 14 районов: Гумбинненский, Даркеменский, Земландский, Инстербургский, Кёнигсбергский, Кройцбургский, Лабиауский, Пиллькалленский, Рагнитский, Тапиауский, Фридляндский, Хайлигенбайльский, Хайнрихсвальдский и Шталлупёненский. 4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг – в Калининград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» было закреплено образование в её составе 14 районов и проведено их переименование: Багратионовского (быв. Кройцбургского) – с центром в городе Багратионовск (быв. Прейсиш-Эйлау); Гвардейского (быв. Тапиауского) – с центром в городе Гвардейск быв. Тапиау); Гурьевского (быв. Кёнигсбергского) – с центром в городе Гурьевск (быв. Нойхаузен); Гусевского (быв. Гумбинненского) – с центром в городе Гусев (быв. Гумбиннен); Краснознаменского (быв. Пиллькалленского) – с центром в городе Краснознаменск (быв. Лазденен); Ладушкинского (быв. Хайлигенбайльского) – с центром вы городе Ладушкин (быв. Людвигсорт);
Нестеровского (быв. Шталлупёненского) – с центром в городе Нестеров (быв. Шталлупёнен);
Озёрского (быв. Даркеменского) – с центром в городе Озёрск (быв. Даркемен);
Правдинского (быв. Фридляндского) – с центром в городе Правдинск (быв. Фридлянд);
Приморского (быв. Земландского) – с центром в городе Приморск (быв. Фишхаузен);
Полесского (быв. Лабиауского) – с центром в городе Полесск (быв. Лабиау);
Славского (быв. Хайнрихсвальдского) – с центром в городе Славск (быв. Хайнрихсвальде);
Советского (быв. Рагнитского) – с центром в городе Советск (быв. Тильзит);
Черняховского (быв. Инстербургского) – с центром в городе Черняховск (быв. Инстербург).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1947 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» дополнительно образованы ещё три района:
Большаковский – с центром в населённом пункте Большаково (быв. Гросс Скайсгиррен);
Железнодорожный – с центром в рабочем посёлке Железнодорожный (быв. Гердауэн);
Калининградский – с центром в посёлке Нивенское (быв. Виттенберг).
Центр Приморского района был перенесён в город Зеленоградск (быв. Кранц), Советского – в город Неман (быв. Рагнит).[4]
Создание местных органов власти
21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.
В связи с предстоящими выборами определенный интерес для исследователей представляют документальные материалы Государственного архива Калининградской области, отражающие историю организации местных органов власти, подготовку и проведение первых выборов. 7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград
Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов. Такими органами были образованные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 г. Управление по гражданским делам Кёнигсбергской (затем Калининградской) области, 33 городских и 14 районных управлений. Областное управление подчинялось непосредственно Совету Министров РСФСР.
Как и местные органы государственной власти других областей страны, гражданские управления были обязаны руководить хозяйственным и культурным строительством области, устанавливать бюджет, обеспечивать соблюдение советского законодательства, руководить деятельностью подчиненных предприятий и организаций (ГАКО, ф.Р-298, историческая справка). Не менее важной задачей управлений по гражданским делам была подготовка условий для создания постоянных органов государственной власти – Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.
В течение 1946-1947 гг. на основе изучения хозяйственных и других особенностей области были приняты важнейшие постановления Советского правительства, определившие перспективы её развития.
Образованием в марте 1947 года областной партийной организации были созданы ещё более благоприятные условия по восстановлению и развитию новой области.
28 мая 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об образовании местных органов государственной власти в Калининградской области (Архив Калининградского облисполкома, д. «Указы Президиума Верховного Совета РСФСР», 1947 г., л.3). До проведения выборов в местные Советы был образован исполнительный комитет Калининградского областного Совета депутатов трудящихся. 30 мая 1947 г. состоялось его первое (организационное) заседание (ГАКО, ф.297, оп.1, д.1, л.1). В течение июня-июля решениями облисполкома в районах и городах области были образованы исполкомы и ликвидированы гражданские управления.
8 декабря 1947 г. было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся «О созыве сессий местных Советов депутатов трудящихся Калининградской области». Этим решением были поставлены задачи организации и руководства проведением сессий городских, районных, сельских и поселковых Советов, подчеркнута необходимость тщательной подготовки к сессиям местных Советов, рекомендовано Советам образовать постоянные комиссии в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР:
Сельским Советам образовать комиссии – сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения, бюджета и финансов, культурно-просветительной работы, дорожного строительства и благоустройства и другие в соответствии с местными условиями.
Поселковым Советам – коммунального и жилищного хозяйства, бюджетно-финансовую, местной промышленности, здравоохранения, народного образования, торговли, культурно-просветительной работы и другие, в зависимости от местных особенностей посёлка.
Городским Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, жилищно-коммунальную, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли, подсобных хозяйств, коллективного и индивидуального огородничества и другие, в зависимости от местных особенностей города.
Районным Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, сельского хозяйства и заготовок, водного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли и кооперации, переселенческого строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства и другие, в зависимости от местных условий района (ф.297,оп.1, д.22, л.33-37).
7 января 1948 года открылась первая сессия областного Совета депутатов трудящихся. Первая сессия областного Совета депутатов трудящихся решила избрать исполнительный комитет в составе председателя, 3-х заместителей председателя, секретаря облисполкома и 12 членов исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся. На этой сессии были образованы также 33 отдела и управления Калининградского облисполкома, утверждены заведующие отделами и начальники управлений. [5]