Выборы в Калининградской области — различия между версиями

Материал из history.kantiana.ru
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград.
 
7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград.
 
Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов.
 
Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов.
21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.[http://www.gako.name/index.php?razd=190 ГАКО].     
+
21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B] в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.[http://www.gako.name/index.php?razd=190 ГАКО].     
 
                               [[Файл:026 R.JPG]]
 
                               [[Файл:026 R.JPG]]
 
                   Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1947 года об образовании в области местных органов   
 
                   Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1947 года об образовании в области местных органов   
Строка 8: Строка 8:
 
                                                     [http://gako.name/mainsite/exhibition/l65-r?showall=1 ГАКО]
 
                                                     [http://gako.name/mainsite/exhibition/l65-r?showall=1 ГАКО]
  
== Выборы ==
 
Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
 
  
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
 
 
Существуют разные виды выборов:
 
 
1. Очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
 
 
2. Досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
 
 
3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
 
 
4. Дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
 
 
5. Повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
 
 
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.  [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B]
 
 
=== Выборы в СССР ===
 
 
5 декабря 1936 года была принята Конституция Союза Советских Социалистических Республик . В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, было записано: «Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». Отдельными статьями гарантировалось соблюдение избирательных прав женщин и военнослужащих. Предусматривалось избрание депутатов «по избирательным округам», но право выдвижения кандидатов было предоставлено лишь общественным организациям и «обществам трудящихся».
 
Постановлением ЦИК СССР от 16 октября 1937 года уточнялось, что лица, находящиеся под следствием и содержащиеся под стражей, не включаются в избирательные списки. Позднейшим Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав.
 
 
Не принимали участия в голосовании граждане СССР, находящиеся за границей. Если совет трудящихся, составлявший списки избирателей, не мог установить точную дату рождения лица, достигавшего в 1937 г. совершеннолетия, то ею считалось 1 января.
 
 
Выборы депутатов обеих палат Верховного Совета СССР – Совета Союза и Совета Национальностей – проходили по избирательным округам, нарезка которых осуществлялась Президиумом Верховного Совета СССР. Это делалось на основании статей 34, 35 Конституции СССР. В основу выборов депутатов Верховного Совета СССР создатели новой избирательной системы положили мажоритарную систему. Победителю предстояло набрать абсолютное большинство голосов избирателей.
 
 
Избирательный округ, по которому избирались депутаты в Совет Союза, должен был иметь население в 300000 человек. В соответствии со статьей 21 интересы почти 1/3 миллиона сограждан представлял один депутат. Население в разных регионах тогдашнего СССР состояло из жителей разного возраста. Пропорции между возрастными группами были разными. В силу этого обстоятельства число избирателей, обладавших активным избирательным правом, могло существенно отличаться от округа к округу. Тем самым принцип равного избирательного права фактически нарушался.
 
 
Выборы в Совет Национальностей производились по другой системе. В каждой союзной республике создавалось 25 округов и соответственно избиралось 25 депутатов. В автономных республиках было по 11 избирательных округов и по 11 депутатов. От автономных областей избиралось по 5 депутатов, а от национальных округов по одному депутату. Такой порядок определяла статья 22 Конституции СССР.
 
 
Такое распределение депутатов по национальным территориальным образованиям также вызывало вопросы. Почему разные по числу жителей одинаковые субъекты Союза оказывались представленными равным числом депутатов? Почему РСФСР получило большинство мест в Совете Национальностей, имея в своем составе большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа? Мыслей по поводу огрехов в избирательной системе было немало, но публично свои сомнения высказывать было, мягко говоря, не принято. Как и задавать лишних или неудобных вопросов.
 
 
В результате принцип формирования Верховного Совета СССР оказался смешанным, сочетавшим как принцип представительства субъектов Союза, так и национальный принцип. [http://www.rcoit.ru/elect_history/1918-1990/17084/]
 
 
=== Выборы в Российской Федерации ===
 
Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
 
 
На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.
 
 
На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.
 
 
Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера )на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.
 
 
Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии.  [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8]
 
  
 
== Образование Калининградской области ==
 
== Образование Калининградской области ==
Строка 102: Строка 57:
  
 
Центр Приморского района был перенесён в город Зеленоградск (быв. Кранц), Советского – в город Неман (быв. Рагнит).[http://www.gako.name/index.php?razd=196]
 
Центр Приморского района был перенесён в город Зеленоградск (быв. Кранц), Советского – в город Неман (быв. Рагнит).[http://www.gako.name/index.php?razd=196]
=== Создание  местных органов власти ===
+
== Создание  местных органов власти ==
  
21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.В связи с предстоящими выборами определенный интерес для исследователей представляют документальные материалы Государственного архива Калининградской области, отражающие историю организации местных органов власти, подготовку и проведение первых выборов. 7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград
+
28 мая 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об образовании местных органов государственной власти в Калининградской области. До проведения выборов в местные Советы был образован исполнительный комитет Калининградского областного Совета депутатов трудящихся. 30 мая 1947 г. состоялось его первое (организационное) заседание. В течение июня-июля решениями облисполкома в районах и городах области были образованы исполкомы и ликвидированы гражданские управления.
 
+
Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов. Такими органами были образованные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 г. Управление по гражданским делам Кёнигсбергской (затем Калининградской) области, 33 городских и 14 районных управлений. Областное управление подчинялось непосредственно Совету Министров РСФСР.
+
 
+
Как и местные органы государственной власти других областей страны, гражданские управления были обязаны руководить хозяйственным и культурным строительством области, устанавливать бюджет, обеспечивать соблюдение советского законодательства, руководить деятельностью подчиненных предприятий и организаций (ГАКО, ф.Р-298, историческая справка). Не менее важной задачей управлений по гражданским делам была подготовка условий для создания постоянных органов государственной власти – Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.
+
 
+
В течение 1946-1947 гг. на основе изучения хозяйственных и других особенностей области были приняты важнейшие постановления Советского правительства, определившие перспективы её развития.
+
 
+
Образованием в марте 1947 года областной партийной организации были созданы ещё более благоприятные условия по восстановлению и развитию новой области.
+
 
+
28 мая 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об образовании местных органов государственной власти в Калининградской области (Архив Калининградского облисполкома, д. «Указы Президиума Верховного Совета РСФСР», 1947 г., л.3). До проведения выборов в местные Советы был образован исполнительный комитет Калининградского областного Совета депутатов трудящихся. 30 мая 1947 г. состоялось его первое (организационное) заседание (ГАКО, ф.297, оп.1, д.1, л.1). В течение июня-июля решениями облисполкома в районах и городах области были образованы исполкомы и ликвидированы гражданские управления.
+
  
 
8 декабря 1947 г. было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся «О созыве сессий местных Советов депутатов трудящихся Калининградской области». Этим решением были поставлены задачи организации и руководства проведением сессий городских, районных, сельских и поселковых Советов, подчеркнута необходимость тщательной подготовки к сессиям местных Советов, рекомендовано Советам образовать постоянные комиссии в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР:
 
8 декабря 1947 г. было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся «О созыве сессий местных Советов депутатов трудящихся Калининградской области». Этим решением были поставлены задачи организации и руководства проведением сессий городских, районных, сельских и поселковых Советов, подчеркнута необходимость тщательной подготовки к сессиям местных Советов, рекомендовано Советам образовать постоянные комиссии в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР:
Строка 125: Строка 70:
  
 
Районным Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, сельского хозяйства и заготовок, водного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли и кооперации, переселенческого строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства и другие, в зависимости от местных условий района (ф.297,оп.1, д.22, л.33-37).
 
Районным Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, сельского хозяйства и заготовок, водного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли и кооперации, переселенческого строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства и другие, в зависимости от местных условий района (ф.297,оп.1, д.22, л.33-37).
 +
[http://www.gako.name/index.php?razd=190]
  
7 января 1948 года открылась первая сессия областного Совета депутатов трудящихся. Первая сессия областного Совета депутатов трудящихся решила избрать исполнительный комитет в составе председателя, 3-х заместителей председателя, секретаря облисполкома и 12 членов исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся. На этой сессии были образованы также 33 отдела и управления Калининградского облисполкома, утверждены заведующие отделами и начальники управлений. [http://www.gako.name/index.php?razd=190]
+
== Первые выборы в местные Советы депутатов трудящихся ==
 
+
== 21 декабря 1947 года – выборы в местные Советы депутатов трудящихся ==
+
 
Для проведения выборов в местные Советы в Калининградской области образовали 3157 округов, среди них по выборам в областной Совет депутатов трудящихся действовали 73, районные Советы – 429, городские Советы – 934, сельские и поселковые Советы – 1721 округ. Всего было 433 избирательных участка, в том числе 178 закрытых, в воинских частях. При этом впервые в масштабах области определялись границы всех округов и их центры, разрабатывалась схема телефонизации населенных пунктов и избирательных участков. <ref>ГАНИКО. Ф.1. Оп.1. Д.85. Л. 3; ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 43. Л. 1-37; См. также: КП. 1947. 27 октября.</ref>
 
Для проведения выборов в местные Советы в Калининградской области образовали 3157 округов, среди них по выборам в областной Совет депутатов трудящихся действовали 73, районные Советы – 429, городские Советы – 934, сельские и поселковые Советы – 1721 округ. Всего было 433 избирательных участка, в том числе 178 закрытых, в воинских частях. При этом впервые в масштабах области определялись границы всех округов и их центры, разрабатывалась схема телефонизации населенных пунктов и избирательных участков. <ref>ГАНИКО. Ф.1. Оп.1. Д.85. Л. 3; ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 43. Л. 1-37; См. также: КП. 1947. 27 октября.</ref>
  

Версия 09:49, 7 июля 2016

7 апреля 1946 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Кёнигсберг – в г.Калининград. Эти государственные акты явились законодательным закреплением образования новой области Советского государства. В силу особых условий, имевшихся в Калининградской области, на её территории для руководства всей жизнью были сначала образованы особые временные органы государственного управления, которые исполняли одновременно и функции исполкомов местных Советов и некоторые функции местных партийных органов. 21 декабря 1947 года в Калининградской области впервые были проведены выборы [1] в местные Советы депутатов трудящихся. Это событие имело большое значение в организации и становлении самой молодой области РСФСР, образованной на части территории бывшей Восточной Пруссии.ГАКО.

                              026 R.JPG
                  Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1947 года об образовании в области местных органов  
                               государственной власти и упразднении управлений по гражданским делам.
       
                                                    ГАКО


Образование Калининградской области

На Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии (17 июля – 2 августа 1945 г.) было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии и передаче её территории Польше и СССР. Согласно решениям Потсдамской конференции северная часть Восточной Пруссии в составе г.Кёнигсберга и прилегающего к нему района общей площадью с заливом 15,1 тыс. кв.км (около одной трети её территории) была передана Советскому Союзу.

7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР». В области было образовано 14 районов: Гумбинненский, Даркеменский, Земландский, Инстербургский, Кёнигсбергский, Кройцбургский, Лабиауский, Пиллькалленский, Рагнитский, Тапиауский, Фридляндский, Хайлигенбайльский, Хайнрихсвальдский и Шталлупёненский. 4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг – в Калининград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» было закреплено образование в её составе 14 районов и проведено их переименование:

Багратионовского (быв. Кройцбургского) – с центром в городе Багратионовск (быв. Прейсиш-Эйлау);

Гвардейского (быв. Тапиауского) – с центром в городе Гвардейск быв. Тапиау);

Гурьевского (быв. Кёнигсбергского) – с центром в городе Гурьевск (быв. Нойхаузен);

Гусевского (быв. Гумбинненского) – с центром в городе Гусев (быв. Гумбиннен);

Краснознаменского (быв. Пиллькалленского) – с центром в городе Краснознаменск (быв. Лазденен);

Ладушкинского (быв. Хайлигенбайльского) – с центром вы городе Ладушкин (быв. Людвигсорт);

Нестеровского (быв. Шталлупёненского) – с центром в городе Нестеров (быв. Шталлупёнен);

Озёрского (быв. Даркеменского) – с центром в городе Озёрск (быв. Даркемен);

Правдинского (быв. Фридляндского) – с центром в городе Правдинск (быв. Фридлянд);

Приморского (быв. Земландского) – с центром в городе Приморск (быв. Фишхаузен);

Полесского (быв. Лабиауского) – с центром в городе Полесск (быв. Лабиау);

Славского (быв. Хайнрихсвальдского) – с центром в городе Славск (быв. Хайнрихсвальде);

Советского (быв. Рагнитского) – с центром в городе Советск (быв. Тильзит);

Черняховского (быв. Инстербургского) – с центром в городе Черняховск (быв. Инстербург).


Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1947 г. «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области» дополнительно образованы ещё три района:

Большаковский – с центром в населённом пункте Большаково (быв. Гросс Скайсгиррен);

Железнодорожный – с центром в рабочем посёлке Железнодорожный (быв. Гердауэн);

Калининградский – с центром в посёлке Нивенское (быв. Виттенберг).

Центр Приморского района был перенесён в город Зеленоградск (быв. Кранц), Советского – в город Неман (быв. Рагнит).[2]

Создание местных органов власти

28 мая 1947 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление об образовании местных органов государственной власти в Калининградской области. До проведения выборов в местные Советы был образован исполнительный комитет Калининградского областного Совета депутатов трудящихся. 30 мая 1947 г. состоялось его первое (организационное) заседание. В течение июня-июля решениями облисполкома в районах и городах области были образованы исполкомы и ликвидированы гражданские управления.

8 декабря 1947 г. было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся «О созыве сессий местных Советов депутатов трудящихся Калининградской области». Этим решением были поставлены задачи организации и руководства проведением сессий городских, районных, сельских и поселковых Советов, подчеркнута необходимость тщательной подготовки к сессиям местных Советов, рекомендовано Советам образовать постоянные комиссии в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР:

Сельским Советам образовать комиссии – сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения, бюджета и финансов, культурно-просветительной работы, дорожного строительства и благоустройства и другие в соответствии с местными условиями.

Поселковым Советам – коммунального и жилищного хозяйства, бюджетно-финансовую, местной промышленности, здравоохранения, народного образования, торговли, культурно-просветительной работы и другие, в зависимости от местных особенностей посёлка.

Городским Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, жилищно-коммунальную, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли, подсобных хозяйств, коллективного и индивидуального огородничества и другие, в зависимости от местных особенностей города.

Районным Советам – бюджетно-финансовую, местной промышленности, сельского хозяйства и заготовок, водного хозяйства, здравоохранения, социального обеспечения, культурно-просветительной работы, торговли и кооперации, переселенческого строительства, жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства и другие, в зависимости от местных условий района (ф.297,оп.1, д.22, л.33-37). [3]

Первые выборы в местные Советы депутатов трудящихся

Для проведения выборов в местные Советы в Калининградской области образовали 3157 округов, среди них по выборам в областной Совет депутатов трудящихся действовали 73, районные Советы – 429, городские Советы – 934, сельские и поселковые Советы – 1721 округ. Всего было 433 избирательных участка, в том числе 178 закрытых, в воинских частях. При этом впервые в масштабах области определялись границы всех округов и их центры, разрабатывалась схема телефонизации населенных пунктов и избирательных участков. [1]

Председателем комиссии по выборам в областной Совет депутатов трудящихся Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил беспартийную учительницу истории средней школы № 1 г. Калининграда М.А. Строганову, заместителем председателя – заместителя командира воинской части, коммуниста А.В. Кудринского, секретарем комиссии – секретаря обкома ВКП (б) С.А. Бровкина. Такаже в состав комиссии были включены от рабочих и служащих Гусевской машинно-тракторной станции В.А. Алешин, от колхозников колхоза «Победа» Гурьевского района А.И. Борисова, от работников Советского целлюлозно-бумажного комбината Я.А. Коба, от областного драматического театра К.Б. Северная, от Калининградского вагоностроительного завода Д.И. Серов, от медицинского персонала областной поликлиники Г.Н. Соболева, от служащих морского флота М.В. Тюрин и от комсомольцев Черняховска А.Т. Юриков.[2]

Областная избирательная комиссия располагалась в Калининграде по адресу: угол улиц Шуберта и Баха, вход был со стороны улицы Баха. Всего организовали 171 избирательную комиссию по выборам в местные Советы всех уровней. В комиссиях работали 1025 человек, в том числе коммунистов – 44%, беспартийных – 56%, женщин 38%. [3]

Предвыборная кампания и выборы полностью контролировались комитетами коммунистической партии. Списки избирательных округов и избирательных комиссий публиковались только с разрешения ЦК ВКП (б). Кандидатуры в состав депутатского корпуса подбирались райкомами, горкомами и обкомом компартии и представлялись на утверждение в отделы кадров вышестоящих партийных органов. К 1 ноября 1947 г., по сообщению заведующего сектором информации обкома партии первому секретарю обкома, все кандидатуры были подобраны, а с 3 ноября началось их выдвижение в трудовых коллективах. При этом жестко соблюдался процент выдвижения кандидатами в депутаты коммунистов и беспартийных, мужчин и женщин. Если соотношение нарушалось, то несоответствие старались исправить. График проведения собраний составлялся так, чтобы работники горкомов и райкомов партии могли побывать на всех собраниях и проконтролировать их ход. Бюро обкома ВКП (б) 19 ноября 1947 г. рассмотрело вопрос «О состоянии подготовки к выборам в местные Советы», 14 декабря 1947 г. – о состоянии агитационно-массовой работы в связи с выборами в местные Советы. Городские и районные комитеты партии провели пленумы, посвященные задачам соответствующих партийных организаций в связи с подготовкой к выборам в местные Советы. Партийные комитеты организовали встречи различных групп трудящихся. Например, в Черняховске горком партии провел собрание интеллигенции, обсудившей задачи в предвыборной кампании. Во всех первичных партийных организациях состоялись соответствующие заседания. Для устранения недостатков в районы и города командировались работники обкома и облисполкома, партийный актив городов и районов выезжал в колхозы, совхозы и МТС. [4] Информацию о ходе выборов в день их проведения ежечасно готовили ответственные работники обкома партии, в Москву в ЦК ВКП(б) ее передавал по телефону лично первый секретарь обкома. [5]

Конечно же, практически все мероприятия оформлялись постановлениями исполнительных комитетов Советов, и они же должны были заботиться о решении множества хозяйственных и организационных задач в предвыборную кампанию [6], однако властные, политические вопросы были прерогативой партийных структур управления. Для партийных комитетов и исполкомов Советов предвыборная кампания являлась способом получения информации от жителей области. Сведения о различных проблемах населения и его настроениях, зафиксированные в вопросах избирателей на собраниях и во время встреч с агитаторами, систематизировались, обобщались и анализировались.

Выборы в местные Советы в Калининградской области в 1947 г. имели некоторые особенности. В частности, в области не только уточнялись границы сельских советов, количество населения, но и решались некоторые практические вопросы, имевшие политическое и идеологическое значение. Речь идет о переименовании населенных пунктов в сельских районах, улиц и переулков в городах. Эта работа была проведена в октябре 1947 г. [7] Форсирование переименования вызывалось стремление обеспечить проведение выборов не в немецких, а в русских по названию населенных пунктах, чтобы окончательно убедить избирателей в том, что они живут на советской земле. В городах и селах перед выборами спешно проводились масштабные работы по благоустройству: на воскресниках улицы очищались от мусора, к ним подводилось освещение, вывешивались доски с наименованием улиц и нумерацией домов. [8] В принципе, выборы стимулировали в определенной степени благоустроенные работы. Списки избирательных комиссий доводились до избирателей на собраниях и часто только через местное радио. Еще не везде издавались районные и городские газеты. Во многих районах листовки, оповещавшие о дне выборов, писали от руки школьники, они же разносили их по домам колхозников и работников совхозов. Бланки избирательных бюллетеней для выборов в местные Советы всех уровней изготавливали типографическим способом, для выборов в сельские Советы текст печатали на машинках, а в некоторых случаях – писали от руки. [9]

При оборудовании избирательных участков приходилось решать проблемы, связанные с последствиями войны. Во многих селах помещения для участков требовалось частично или полностью отремонтировать, застеклить окна. Из-за невозможности настелить хорошие полы, их устилали еловыми ветками. [10]

Проблемы возникали и с организацией связи, это следует из «Справки о готовности учреждений связи к выборам в местные Советы депутатов трудящихся». В ней говорилось, что, «несмотря на то, что для подготовки учреждений связи к выборам в местные Советы депутатов трудящихся прошло достаточно времени, на сегодняшний день готовыми их к этому большому политическому в жизни нашей области признать нельзя Об этом свидетельствует многочисленные факты из практики работы учреждений связи и жалобы, поступившие в облисполком, на неудовлетворительную работу органов связи. До сих пор в области, по неполным данным, не телефонизировано 29 помещений общих избирательных комиссий. Многие вновь установленные телефоны участковых комиссий не работают или работают с перебоями и при плохой слышимости.

Так, при выполнении срочного задания по выборным вопросам 13 декабря облисполком не мог связаться с городом Светлогорском, районами: Полесским, Железнодорожным, Краснознаменским, Гвардейским, Нестеровским, Озерским, Гурьевским, Славским, а в Гусеве и Багратионовске дали связь только к вечеру…Телеграфная служба допускает много искажений в передаваемых телеграммах. [Имеются] массовые задержки телеграмм в пути их прохождения, так, например, вызов облисполкомом секретарей райисполкомов…на совещание по вопросу подготовки к выборам в гор. Неман, Краснознаменск, Большаковский районы и др. поступили через три дня после окончания совещания…». [11]

В день выборов вновь велось соревнование за темп голосования. В документах отмечались факты нестандартного отношения избирателей к исполнению гражданского долга. На Тимофеевском избирательным участке за полтора часа проголосовали все избиратели. Для того, чтобы стимулировать активность избирателей, агитаторы отправлялись по квартирам и домам. Агитаторов с участков, на которых закончилось голосование, могли «перебрасывать» на помощь на соседние участки, где голосование еще продолжалось. Райкомы и горкомы докладывали регулярно в обком партии информацию о темпе голосования, ревностно следили друг за другом, сомневались в истинности сообщаемых данных.

Проголосовав, избиратели могли посмотреть выступления коллективов художественной самодеятельности, кинофильмы. При участках работали буфеты, были открыты комнаты матери и ребенка с игрушками, развивающими играми т.п. [12] Это также привлекало избирателей на участки. Итоги выборов были предсказуемые, избиратели почти единодушно проголосовали за кандидатов в депутаты. Итак, 21 декабря 1947 г. были избраны первые местные Советы Калининградской области.

Статистические сведения о составе Калининградского областного Совета депутатов трудящихся первого созыва [13]

Всего депутатов - 73, в том числе:
Мужчин 53 Возраст
Женщин 20 До 19 лет 1
Партийность От 20 до 24 лет 5
Членов и кандидатов ВКП(б) 52 От 25 до 29 лет 1
Беспартийных 21 От 30 до 34 лет 8
В том числе членов ВЛКСМ 2 От 35 до 39 лет 14
Социальное положение от 49 до 44 лет 26
Рабочих 12 От 45 до 49 лет 13
Крестьян 11 От 50 и старше 5
Образование Герои Советского Союза
Высшее Награжденные орденами и медалями СССР
Среднее Прочие сведения
Начальное Участников Великой Отечественной войны
Национальность Депутатов Верховного Совета СССР Верховных Советов союзных и автономных республик
Русские
Украинцы
Белорусы Депутатов местных Советов -го созыва
Мордвин Имеющих ученую степень

Сведения о роде занятий депутатов Калининградского областного Совета депутатов трудящихся первого созыва[14]

Рабочих на производстве 9 Председателей, заместителей председателей и секретарей сельских и поселковых Советов 1
Председателей и заместителей председателей колхозов 2 Руководителей предприятий, начальников цехов, мастерских железнодорожных депо и др. 3
Заведующих фермами и бригадиров колхозных бригад 4 Судей, прокуроров, следователей 2
Других колхозников 3 Агрономов, землемеров, агротехников, зоотехников и других специалистов сельского хозяйства 1
Руководящих работников областных государственных, партийных, общественных организаций и учреждений 23 Врачей, фельдшеров и других медицинских работников 1
Руководящих работников городских и районных в городах государственных, партийных, общественных организаций и учреждений 5 Учителей начальных и средних школ 3
Руководящих работников районных (сельских местностей) государственных, партийных, общественных организаций и учреждений 7 Военных работников 9

Выборы в Калининградской области в 1950-середине 1980-х годов

Избирательное законодательство

В 1950-е и последующие годы в Калининградской области, как и по всей стране, выборы в представительные органы проводились по Конституции СССР 1936 г. и соответствующему избирательному законодательству. Принципиальные моменты предвыборной кампании и процедуры голосования в нашей области были опробованы уже на первых послевоенных выборах, в дальнейшем стабильно воспроизводилась сложившаяся система безальтернативного голосования, её совершенствование сводилось к устранению различных не очень крупных недостатков и недочётов.

В 1977 г. принята последняя Конституция СССР. Представительные органы власти получили новое название – Советы народных депутатов. Срок их полномочий увеличился: Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов с 2 до 2,5 лет. Также был снижен возраст пассивного избирательного права до 18 лет, в том числе и в Верховные Советы союзных республик – с 21 до 18 лет, в Верховный Совет СССР – с 23 до 21 года. Гражданин мог быть избран, как правило, не более чем в два Совета одновременно. Расходы по выборам относились на счёт государства. В Конституции имелась статья о наказах избирателей кандидатов в депутаты. Помимо общественных организаций и собраний военнослужащих право выдвигать кандидатов в депутаты получили трудовые коллективы. Практика выдвижения кандидатов по производственному и избрания по территориальному принципу сохранились, неизменной осталась и система «выборов без выбора». Советское законодательство не предусматривало, что Центризбиркомы и окружные избирательные комиссии работают на постоянной основе, только председатель и заместитель председателя или секретарь участковой комиссии для подготовки и проведения выборов освобождались от прямых производственных обязанностей на 30 календарных дней. Порядок проведения выборов регламентировался законами СССР и РСФСР. Выборы назначались в Верховный Совет СССР его Президиумом, а остальные российские Советы – Президиумом Верховного Совета РСФСР, проводились по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Выборы признавались состоявшимися, если в них участвовало не менее половины избирателей округа. В Конституции впервые зафиксировали принцип свободных выборов, избирательные комиссии объявлялись негосударственными органами, но в реальности господствовало жестокое регулирование их работы со стороны партийных комитетов и исполкомов Советов. [15]

Традиционно по вопросам выборов проводились собрания партийного актива районов и городов, пленумы райкомов и горкомов заседания бюро обкома коммунистической партии. Партийными структурами контролировались утверждение на заседаниях исполкомов, опубликование в печати состава участковых избирательных комиссий по городам и районам, вывешивание в витринах газет и других материалов с информацией о выборах. Периодически заменялись председатели и другие сотрудники избирательных комиссия из-за слабого руководства выборами в Советы или ненадлежащего исполнения обязанностей.

Избирательные комиссии и участки

Избирательные комиссии формировались путём подбора членов комиссий в партийных комитетах, с последующим выдвижением заранее намеченных кандидатур в трудовых коллективах. Случалось, что трудовые коллективы не поддерживали предложения райкомов или горкомов. В такой ситуации участники собрания могли выдвинуть сврю кандидатуру либо партийный комитет заменял её. Бывало так, что кандидатуру меняли на уровне горкомов или райкомов до проведения собрания. Причины отвода кандидатов в избирательные комиссии: неправильное поведение в быту, недобросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей, недисциплинированность, грубость по отношению к подчинённым, пьянство. Вышестоящие партийные инстанции чаще всего были склонны винить райкомы и горкомы коммунистической партии в недостаточно тщательном подходе к подбору членов избирательных комиссий. Замены кандидатур не были массовыми. Например, перед выборами в Верховный Совет СССР в 1950 г. по области заменили всего 37 кандидатов в участковые избирательные комиссии. [16] После выдвижения кандидатов в избирательные комиссии их список утверждался исполкомами Советов и публиковался в печати. Также обнародовались границы избирательных округов и участков, их центры, места голосования.

В начале 1950-х гг. было немало проблем в оборудовании избирательных участков и агитпунктов. В «Справке о состоянии агитационно-массовой работы в связи с выборами в местные Советы в Приморском районе», подготовленной в 1950 г., утверждалось, что в районном центре агитпункт на избирательном участке № 2 не приступил к работе, так как неисправны печи. Агитпункт в посёлке Янтарный находился в парткабинете, поэтому не был соответственно оборудован, не отражал предвыборную. Кампанию, печи в нём не топились. А в агитпункте посёлка Пионерский, организованном в клубной библиотеке управления тралового флота, вообще отсутствовали печи. Можно представить, как в нём было холодно, но избиратели приходили и в такой агитпункт, правда, чтобы вечером подождать начала киносеанса. [17]

Со временем ситуация, конечно, улучшилась. Так, в информации обкома партии от 15 марта 1967 г. в ЦК КПСС о подготовке к выборам в Верховных Совет РСФСР и местные Советы утверждалось, что избирательные участки и агитпункты повсеместно хорошо оборудованы и обеспечены всем необходимым. В 70 – 80-е гг. в городских агитпунктах имелись телевизоры, газеты, журналы, литература по выборной тематике. [18] Чаще всего для агитпунктов и избирательных участков подбирались одни и те же помещения, многие из них ремонтировались, пополнялись новым оборудованием и мебелью. Большинство агитпунктов располагалось в Домах культуры, библиотеках и общежитиях. Это, по мнению партийных комитетов, позволяло проводить агитационно-массовую работу среди большого количества жителей разных возрастов.

В целом картина была благополучной, хотя при этом не исключались проблемы и неурядицы. В 1979 г. проверялись агитпункты в Полесском районе и выяснилось, что в большинстве агитпунктов отсутствовала стройная система учёта жалоб, пожеланий и предложений трудящихся. Тетради для учёта имелись, но они не разграфлены, записей в них почти не было. Замечания, высказанные агитаторам на дому, нигде не фиксировались. В справке о результатах проверки указывалось: «Во всех агитпунктах, кроме агитпункта совхоза «Полесский», отсутствуют таблички с указанием часов работы… безотрадное впечатление произвёл агитпункт Заводского избирательного участка, расположенный в г. Полесске. Именно этот агитпункт… предполагалось сделать опорно-показательным. Однако… все недостатки собрались здесь в концентрированном виде. Агитпункт расположен в районном Доме культуры, здание которого имеет крайне неприглядный вид. Внешнее оформление выполнено на низком уровне. План работы не продуман. Книжная подборка случайная и не соответствует соответтвующим рубрикам. Планы и документы прикреплены на кнопках, а не планшетах». [19] Порой под агитпункты отводили тесные и неприспособленные помещения, на многих агитпунктах использовалась устаревшая литература, рассказывающая об избирательной системе (хотя это не было большой проблемой, ведь избирательная система принципиально не менялась).

Проведение выборов

Проблем с проведением выборов в Калининградской области не было. Только один раз выборы не состоялись на одном избирательном участке в сельский Совет в июне 1982 г. в связи с выбытием кандидата. [20] Избирательные комиссии обеспечивались всем необходимым для проведения выборов. Бюллетени на выборы с 1950 г. печатались в централизованном порядке, [21] уже имелась необходимая полиграфическая база.

С 1966 по 1975 г. выборы проводились в летние месяцы. В связи с этим возникало немало проблем. Например, в июне 1971 г. во время выборов в Верховный Совет СССР почти 20 тыс. избирателей были в отпусках, поэтому массово получали удостоверения на право голосования и уезжали из области, а свыше 10 тыс. избирателей прибыли на отдых в Калининградскую область. [22] Все это осложнило работу участковых избирательных комиссий. Часть избирателей уехала без открепительных удостоверений, поэтому немного возрос процент неявившихся на выборы, что портило картину праздника советской демократии. В связи с этим местные власти несколько раз просили центральное руководство не назначать выборы летом, в период отпусков и полевых работ. На эти предложения союзные и республиканские власти откликнулись только в конце 1970-х гг.

В день выборов традиционно начиналась гонка за скорость голосования, хотя с течением времени это соревнование уже не вызывало прежнего энтузиазма. Быстро заканчивали голосование на закрытых участках в воинских частях и на рыболовецких судах. [23] Агитаторы по-прежнему ходили по домам и квартирам, напоминая неторопливым избирателям о необходимости поскорее исполнить гражданский долг. Нередко на участки обеспечивался подвоз престарелых, инвалидов, матерей с грудными детьми. Для выполнения задачи участковые комиссии могли прилагать различные усилия. Так, 12 марта 1950 г. во время выборов в Верховный Совет СССР в Светлогорске на одном из участков не проголосовали рыбаки, находившиеся в море, комиссия приняла меры к уточнению их местонахождения и возвращению на сушу до 24 часов. [24]

Настойчивость избирательных участковых комиссий могла и раздражать избирателей. Иногда в отчетах отмечалось, что граждане говорили примерно так: «Не ходите ко мне, я сам знаю, когда нужно голосовать. Приду на участок за 5 минут до окончания голосования». При этом нередко переставали пускать к себе назойливых агитаторов. [25] Ряд избирателей демонстративно отказывались голосовать, мотивируя поступок, чаще всего, плохими жилищными условиями или же другими бытовыми проблемами. Выполнялись ли их требования, в печати и документах не отмечено. В частности, ни в одном отчете не говорится о том, что были предприняты какие-либо меры по решению проблем этих избирателей. Исправно только составлялись списки таких избирателей. Количество отказывавшихся голосовать явно возросло в середине 1960-х гг. Так, 18 марта 1965 г. по области категорически отказались выбирать депутатов местных Советов 255 человек, недовольных своими жилищными условиями. [26] С середины 1970-х гг. число избирателей, не голосовавших или отказавшихся голосовать, уменьшилось. В 1980 г., 24 февраля, на выборах в Верховный Совет РСФСР и местные Советы из 618 885 избирателей не приняли участие лишь 80 человек. [27] Конечно, данный показатель не был стабилен, но тенденция проявилась довольно ясно. Списки избирателей, не явившихся голосовать, подавались в обком КПСС, но никакие репрессивные меры к ним не применялись. Следовательно, в таких условиях, неявка избирателя, конечно, не становилась острой политической проблемой, хотя могла рассматриваться как серьезный просчет местных партийных властей.

Информации об отказах голосовать по политическим мотивам в документах не обнаружено, хотя были случаи, когда избиратели демонстративно на избирательных участках рвали бюллетени.

В день выборов всегда соблюдался один обязательный ритуал. Отдельные передовые работники представители предприятий, колхозов и разных организаций, небольшие бригады с гордостью рапортовали о трудовых достижениях, о выполнении и перевыполнении социалистических обязательств; письма об этом часто опускались с бюллетенями в урну для голосования. Также выборы могли стать демонстрацией мнения советских людей по актуальным проблемам, в том числе в международной жизни. Например, 16 марта 1969 г. трудящиеся повсеместно откликнулись на китайскую вооруженную провокацию на острове Даманский. На избирательный участок в Краснознаменском районе к началу голосования в полном составе явилась комплексная бригада из совхоза «Бородино» и заявили, что будут трудиться с еще большим усердием, а если понадобится, вступят в ряды вооруженных сил. [28]

На избирательных участках, в зависимости от возможностей административных единиц, показывали кинокартины, выступали коллективы художественной самодеятельности, играли оркестры и баянисты, устраивались танцы – все делалось для того, чтобы привлечь избирателей и создать праздничную атмосферу в день голосования.

Избирателей завлекали на участки ассортиментом буфетов и торговых точек. В послевоенное время, когда были трудности с продовольствием, избирателей привлекали и сладким чаем, и булочками, которые тогда были настоящим лакомством; тем более это относилось к икре. В эпоху «застоя» избиратели до открытия участков занимали очереди за дефицитными товарами – растворимым кофе, индийским чаем, копченой колбасой, сосисками, сыром, сливочным маслом. При этом нередко сыпались жалобы. Вначале 50-х гг. избиратели часто сетовали на то, что в буфетах в основном продавались дорогостоящие товары. Традиционно недовольство вызывали и ограничения на количество продуктов, продаваемых покупателю.

Итоги выборов

Явка на выборы традиционно составляла более 99 %. В связи с этим может сложиться впечатление о столь же единодушном голосовании за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. В принципе это верно, хотя были и исключения из «железного» правила. Со времен «оттепели» иногда некоторых кандидатов не избирали депутатами. В какой-то степени это связано с определенной либерализацией политического режима. Почему не избирали кандидатов? Причины в документах партийных и советских органов власти не указываются, но можно предположить, что мотив отрицательного голосования тот же, что и повод для отклонения кандидатур на собраниях по выдвижению кандидатами в депутаты. Просто на ряде собраний работники высказывали свое мнение открыто, а в некоторых случаях по каким-либо причинам этого не делали, а предпочитали оказать кандидатуру в доверии при тайном голосовании. Стоит отметить, что из всех калининградских депутатов только один раз им становился политический руководитель государства. В феврале 1953 г. депутатом Калининградского городского совета был избран И.В. Сталин. [29] Впрочем, ни на одном заседании горсовета он не побывал, поскольку вскоре умер.

Выборы и депутаты Верховного Совета СССР по Калининградской области

12 марта 1950 г.

Совет Союза
Горбатов Александр Васильевич – командующий 11-й гвардейской армией.
Егоров Алексей Андреевич – председатель облисполкома.
Щербаков Владимир Васильевич – первый секретарь обкома ВКП(б).
Совет Национальностей
Лучинский Александр Александрович – командующий Ленинградским военным округом.

14 марта 1954 г.

Совет Союза
Батов Павел Иванович – командующий 11-й гвардейской армией.
Бирюкова Валентина Ивановна – зоотехник колхоза им. Маленкова Гурьевского района.
Чернышев Василий Ефимович – первый секретарь обкома КПСС.
Совет Национальностей
Захаров Матвей Васильевич – командующий Ленинградским военным округом.

16 марта 1958 г.

Совет Союза
Плетнева Анна Степановна – доярка совхоза «Калининградский» Черняховского района.
Харламов Николай Михайлович – командующий Балтийским флотом.
Чернышев Василий Ефимович – первый секретарь обкома КПСС.
Совет Национальностей
Крылов Николай Иванович – командующий Ленинградским военным округом.

18 марта 1962 г.

Совет Союза
Абакумова Зинаида Михайловна – доярка совхоза «40 лет Октября» Гвардейского района.
Коновалов Николай Семенович – первый секретарь обкома КПСС.
Орел Александр Евстафович – командующий Балтийским флотом.
Совет Национальностей
Казаков Михаил Ильич – командующий Ленинградским военным округом.

12 июня 1966 г.

Совет Союза
Белякова Зинаида Парамоновна – доярка совхоза «Тимирязевский» Славского района.
Коновалов Николай Семенович – первый секретарь обкома КПСС.
Орел Александр Евстафьевич - командующий Балтийским флотом.
Совет Национальностей
Тихонов Николай Семенович – председатель Советского комитета защиты мира, писатель.

14 июня 1970 г.

Совет Союза
Коновалов Николай Семенович – первый секретарь обкома КПСС.
Кочеткова Антонина Ивановна – доярка совхоза «Восход» Гурьевского района.
Михайлин Владимир Васильевич – командующий Балтийским флотом.
Совет Национальностей
Тихонов Николай Семенович – секретарь правления Союза писателей СССР.

16 июня 1974 г.

Совет Союза
Коновалов Николай Семенович – первый секретарь обкома КПСС.
Михайлин Владимир Васильевич – командующий Балтийским флотом.
Полюхович Зинаида Ивановна – доярка совхоза «Ольховский» Гвардейского района.
Совет Национальностей
Шелепин Александр Николаевич – председатель ВЦСПС.

4 марта 1979 г.

Совет Союза
Коновалов Николай Семенович – первый секретарь обкома КПСС.
Роженкова Любовь Геннадьевна – доярка колхоза им. Калинина Зеленоградского района.
Сидоров Владимир Васильевич – командующий Балтийским флотом.
Совет Национальностей
Соколов Сергей Леонидович – первый заместитель Министра обороны СССР.

4 марта 1984 г.

Совет Союза
Капитанец Иван Матвеевич – командующий Балтийским флотом.
Романин Дмитрий Васильевич – первый секретарь обкома КПСС.
Скоробогатова Валентина Петровна – колхозница колхоза «Пограничник» Правдинского района.
Совет Национальностей
Соколов Сергей Леонидович – первый заместитель Министра обороны СССР.

Выборы в депутаты Верховного Совета РСРФР от Калининградской области

18 февраля 1951 г.

Александрова Анна Васильевна – заместитель председателя облисполкома.
Андреев Владимир Александрович – командующий 4-м Южно-Балтийским флотом.
Дюков Виктор Владимирович – строгальщик Калининградского Вагоностроительного завода.
Седова Ольга Георгиевна – заведующая Баевской начальной школой Гурьевского района.
Тульнов Пётр Львович – второй секретарь обкома КПСС.

27 февраля 1955 г.

Бушуева Ольга Африкановна – доярка совхоза № 144 «Нестеровский» Нестеровского района.
Васильева Мария Степановна – старшая крановщица Калининградского морского торгового порта.
Кошевой Пётр Кириллович – командующий 11-й гвардейской армией.
Орехов Алексей Алексеевич – мастер по добыче рыбы СРТ № 690 Управления экспедиционного лова рыбы.
Слайковский Захар Филиппович – председатель облисполкома.
Степанов Николай Васильевич – секретарь обкома КПСС.

1 марта 1959 г.

Белашина Анна Павловна – доярка совхоза «Маршальский» Гурьевского района.
Коновалов Николай Семенович – секретарь обкома КПСС.
Кутырев Алексей Михайлович – председатель Калининградского совнархоза.
Марченко Ефим Тимофеевич – командующий 11-й гвардейской армией.
Рыженкова Мария Семеновна – бригадир рольщиков Калининградского ЦБК № 1.
Слайковский Захар Филиппович – председатель облисполкома.

3 марта 1961 г.

Амбарян Хачик Минасович – командующий 11-й гвардейской армией.
Бобков Владимир Федорович – рыбмастер Управления экспедиционного лова рыбы.
Гавина Елена Федоровна – директор Черняховской средней школы № 4.
Киселева Екатерина Борисовна – заведующая фермой колхоза им. Калинина Приморского района.
Попова Мария Андреевна – старшая крановщица Калининградского морского торгового порта.
Прушинский Яков Андреевич – председатель облисполкома.

12 марта 1967 г.

Алтунин Александр Терентьевич – командующий 11-й гвардейской армией.
Витковский Владимир Николаевич – председатель облисполкома.
Кручиина Ника Григорьевна – доярка колхоза «Знамя труда» Правдинского района.
Курицын Виктор Константинович – бригадир судосборщика Калининградского Судоремонтного завода.
Логинов Василий Андреевич – второй секретарь обкома КПСС.
Середина Валентина Васильевна – укладчица консервного завода Балтийского рыбоконсервного комбината.

13 июня 1971 г.

Витковский Владимир Николаевич – председатель облисполкома.
Логинов Василий Андреевич – второй секретарь обкома КПСС.
Мишкин Анатолий Александрович – механик-наладчик БМРТ «Селигер» Калининградской базы тралового флота.
Науменко Юрий Андреевич – командующий 11-й гвардейской армией.
Пожарицкая Нина Михайловна – доярка колхоза «Путь к коммунизму» Черняховского района.
Сорокина Галина Флорентьевна – слесарь-сборщица Калининградского экспериментально-механического завода.

15 июня 1975 г.

Бойкова Валентина Максимовна – бригадир маляров ССМУ-13 треста «Калининградстрой».
Болотова Валентина Алексеевна – доярка колхоза»Заветы Ильича» Нестеровского района.
Витковский Владимир Николаевич – председатель облисполкома.
Геловани Арчил Викторович – заместитель министра обороны СССР.
Логинов Василий Андреевич – второй секретарь обкома КПСС. Шитарев Михаил Германович – бригадир судосборщиков Калининградского судостроительного завода.

24 февраля 1980 г.

Витковский Владимир Николаевич – Председатель облисполкома.
Логинов Василий Андреевич – второй секретарь обкома КПСС.
Пиреева Анна Фроловна – бригадир маляров передвижной механизированной колонны № 328 производственного строительно-монтажного объединения «Калининградстрой».
Пресняков Алексей Михайлович – старший мастер добычи на судах базы тралового флота Калининградского производственного объединения рыбной промышленности.
Тимошенко Валентина Павловна – мастер машинного доения колхоза им. Горького Правдинского района.
Шабанов Виталий Михайлович – заместитель министра обороны СССР.

24 февраля 1985 г.

Анисимова Елена Петровна – мастер машинного доения колхоза «Заветы Ильича» Нестеровского района.
Биткова Алла Михайловна – швея-мотористка Калининградского производственного швейного объединения.
Логинов Василий Андреевич – председатель облисполкома.
Малинкин Юрий Александрович – Второй секретарь обкома КПСС.
Сичкарёв Владимир Григорьевич – мастер добычи рыбы Калининградской азы тралового флота.
Фролов Константин Иванович – председатель Государственного комитета РСФСР по ценам.

Источники

Литература

Примечания

  1. ГАНИКО. Ф.1. Оп.1. Д.85. Л. 3; ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 43. Л. 1-37; См. также: КП. 1947. 27 октября.
  2. Указ Президиума Верховного Совета от 21 октября 1947 г. // КП. 1947. 22 октября
  3. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 85. Л. 16; КП. 1947. 22, 27, 28, 30 октября; 22 ноября
  4. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 12-12 об., 17, 19-20, 37, 39, 56.
  5. Каменева И.Н. Политическая активность калининградцев на выборах 1947, 1973, 1989-1991 гг. // Кенигсберг-Калининград: город, история: Сб. науч. Ст. Калининград, 2005. С. 51; ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 85. Л. 41, 57, 63, 123.
  6. См., например, информацию заведующего организационно-инструкторского отдела облисполкома Строганова в Калининградский обком ВКП(б) о ходе подготовкик выборам в местные Советы по состоянию на 3 октября 1947 г.; ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 86. Л. 1-1 об.
  7. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 9; Восточная Пруссия глазами советских переселенцев: Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. СПБ., 2002. С. 147.
  8. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 11; Д. 85. Л. 92.
  9. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 13, 64, 65; ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 33. Л. 4.
  10. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 63. Л. 64
  11. ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 36. Л. 54.
  12. Каменева И.Н. Указ.соч. С. 51-52; Восточная Пруссия глазами советских переселенцев… С. 148.
  13. ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 74. Л. 34-34 об
  14. ГАКО. Ф. Р-297. Оп. 1. Д. 74. Л. 34 об
  15. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. М., 2003. С. 78-84
  16. ГАНИКО. Ф. 1 Оп. 6. Д. 51. Л. 27-29, 33, 35.
  17. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 102. Л. 35-37
  18. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 47. Д. 52. Л. 2; Оп. 73. Д. 115. Л. 19
  19. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 73. Д. 115. Л. 22.
  20. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 82. Д. 82. Л. 26
  21. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 52. Л. 15.
  22. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 56. Д. 24. Л. 14.
  23. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 140
  24. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 118
  25. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 51. Л. 118
  26. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 43. Д. 56. Л. 5.
  27. ГАНИКО. Ф. 1. Оп. 76. Д. 173. Л. 14.
  28. Самая западная: Калининград.обл. в док. и материалах за 1962-1985 гг.: Сб.: в 3 кн. / Сост. И.А. Фарутин и др. Калининград, 2001. Кн. 2: Общество. С. 335.
  29. Летопись Калининградской области. Калининград, 2005. Т. 1: 1945-1976 гг. С. 157.